Солнечным февральским днем вице-президент США Дик Чейни отправился пострелять перепелов. Однако его ждала гораздо более солидная добыча и... очередной скандал. Дело происходило в южном Техасе на ранчо Кэтрин Армстронг, горячей сторонницы республиканцев, которая в 2000 году на пару со своим тогдашним супругом пожертвовала на избирательную кампанию Буша и Чейни 100 тысяч долларов. Кроме того, эта дама специализируется на охотничьих сафари, которые она устраивает для республиканской элиты.
Итак, 11 февраля Чейни взял дробовик итальянской фирмы Perazzi (калибр 2,41 миллиметра, 350 свинцовых дробинок на унцию) и отправился в компании таких же, как он, республиканцев на охоту. В один из моментов за спиной вице-президента раздался шорох, и из кустов выпорхнула стая перепелов. Чейни резко развернулся, выстрелил и угодил в известного техасского адвоката.
Гарри Уитттингтон чуть раньше произвел удачный выстрел и отправился за добычей. Он явно не ожидал столь проворной реакции от 65-летнего вице-президента. С расстояния 30 метров заряд из дробовика Чейни угодил пожилому адвокату в лицо, шею и верхнюю часть груди. К счастью для него второе лицо в государстве сопровождала многочисленная свита, в которой нашлось место и квалифицированному медперсоналу.
Уиттингтона перевязали и отправили на "скорой" в ближайший городок. Оттуда его вертолетом доставили в больницу в городе Корпус-Кристи на побережье Мексиканского залива. Хирурги удалили почти все дробинки из тела невольной жертвы охотничьего азарта вице-президента, который на следующее утро вместе с женой зашел проведать пострадавшего.
Адвокат быстро шел на поправку и шутил по поводу инцидента, однако спустя три дня после случая на охоте он перенес легкий сердечный приступ, вызванный, как полагают, засевшими около сердца дробинками, которые врачи не решились удалить. Хотя состоянию здоровья Уиттингтона ничто не угрожает, его решили вернуть от греха подальше в отделение интенсивной терапии и оставить еще на неделю под наблюдением в больнице.
Между тем прокурор техасского округа Клеберг, в юрисдикции которого находится дело об инциденте, предупредил, что если вдруг подстреленный Чейни адвокат умрет от полученных ранений, то вице-президенту придется предстать перед так называемым Большим жюри присяжных, которая будет решать вопрос о предъявлении обвинения в причинении смерти по неосторожности. Впрочем, такой исход маловероятен, а потому основной темой в американских СМИ стал вопрос о том, почему Белый дом опубликовал информацию об инциденте только на следующий день, когда вся Америка уже знала об этом.
Информация в прессу попала от владелицы ранчо, уже упомянутой Кэтрин Армстронг, которая, заручившись согласием вице-президента и его компаньонки, а по совместительству посла США в Швейцарии и Лихтенштейне, Памелы Питцер Уиллефорд, позвонила в местную газету Corpus Christi Caller-Times. Издание и растиражировало общенациональную сенсацию о том, как Дик Чейни подстрелил адвоката.
Очередной прокол вице-президента стал объектом насмешек и среди политиков из противоположного лагеря, и среди либеральных журналистов. Учитывая, что никаких официальных объяснений от Чейни пока не последовало (все эти дни второе лицо в государстве всячески избегает общения с репортерами), один из демократов предложил следующую трактовку инцидента: "ЦРУ убедило Чейни, что Гарри Уиттингтон на самом деле фазан".
Кроме того, демократы припомнили фразу, сказанную Бушем о Чейни в ходе предвыборной кампании 2000 года. Тогда кандидат в президенты охарактеризовал своего заместителя как человека, который "попадет в цель вместе с американским народом". По слухам, сотрудники Капитолия, не испытывающие симпатий к республиканцам, были замечены распевающими песенку на мотив знаменитого хита группы Aerosmith, в которой первая строчка звучит как "Cheney's got a gun" ("У Чейни есть ружьишко"). А в коридорах Конгресса демократы задают друг другу сакраментальный вопрос: "Неужели республиканцы настолько не любят адвокатов?".
В Белом доме между тем прошел мозговой штурм, как выпутаться из этого неприятного инцидента. И там решили, что юмор - лучшее оружие. Во вторник аудиенцию у президента получила команда по американскому футболу Техасского университета. Участники встречи были одеты в оранжевые клубные футболки. Между тем, согласно американским законам, на охоте также положено носить оранжевые жилеты, чтобы охотники видели друг друга и случайно не подстрелили своего товарища.
Воспользовавшись этим сходством, пресс-секретарь Белого дома Скотт Маккленнан, на которого выпала основная тяжесть общения с журналистами по поводу инцидента, пошутил, что футболисты одеты в оранжевое вовсе не потому, что опасаются появления вице-президента.
Похожим образом попытался снивелировать общественный резонанс и брат президента, флоридский губернатор Джеб Буш. Он наклеил себе на грудь оранжевый стикер и сказал перед телекамерами: "Я немного побаиваюсь, что сейчас зайдет Дик Чейни".
Защитить вице-президента попыталась посол Памела Уиллефорд, которая объяснила, что ни она, ни Чейни не видели адвоката в момент стрельбы. По ее словам, Чейни великолепный стрелок и очень серьезно относится к вопросам безопасности. А то, что произошло, было просто несчастным случаем, отметила посол, добавив, что находиться рядом с Чейни на охоте безопаснее, чем рядом с другими стрелками.
Тем временем эксперты в области охоты как один отмечают, что нарушение техники безопасности все же имело место. В этом виноват и сам пострадавший, которому следовало дать знать голосом о своем местонахождении. Но, в итоге, ответственность все равно несет стрелявший, который должен убедиться в том, что на линии огня не находится посторонних целей.
Особое негодование публики вызвала запоздалая реакция Белого дома на инцидент, который выступил с официальным заявлением лишь днем в воскресенье. Между тем Джорджа Буша проинформировали о происшествии буквально через час. Однако с тех пор ни он, ни вице-президент никак не прокомментировали случившееся. Все это дало повод демократам говорить о том, что нынешняя республиканская администрация является самой скрытной за всю историю США.
В связи с инцидентом сразу вспомнили и скандал с утечкой информации об агенте ЦРУ, чей муж-дипломат выступал против вторжения США в Ирак. Предполагается, что Чейни был инициатором утечки, которая привела к разоблачению агента. Вице-президенту также припомнили, как он оказывал давление на спецслужбы, от которых требовал любой ценой найти доказательства злонамеренности режима Хусейна для того, чтобы оправдать начало войны.
Кроме того, наблюдатели отмечают, что нежелание президента Буша как-то связывать себя с инцидентом может свидетельствовать об охлаждении отношений между ним и Чейни. Возможно, Бушу надоели непрекращающиеся скандалы, в которых замешан вице-президент - ведь это плохо сказывается на репутации всей партии, особенно в преддверии очередных выборов в Конгресс. На них демократы планируют одержать реванш и занять ключевые позиции в обеих палатах парламента.
Хотя иногда создается впечатление, что американская пресса несколько перебарщивает, продолжая эксплуатировать одну и ту же "горячую" тему, но именно это делает ее влиятельной силой, с которой в США приходится считаться всем без исключения политикам. Репортер New York Times Дэвид Сэнгер в ходе очередного ежедневного брифинга в Белом доме отреагировал на просьбу пресс-секретаря Скотта Макклеллана прекратить обсуждать промашку вице-президента следующим образом: "Это наш брифинг, и мы будет задавать вопросы". Российским журналистам остается только позавидовать своим коллегам в США.