Культура
01:03, 16 февраля 2006

Прекрасный оптимист Из жизни ушел Андрей Петров, один из самых известных российских композиторов

15 февраля 2006 года в Петербурге скончался Андрей Павлович Петров, композитор, которому с одинаковым успехом удавалось писать и симфоническую музыку, и песни для кинофильмов. Его популярные мелодии знает вся Россия, его балеты ставят во всем мире. До своей внезапной болезни он продолжал работать и строить новые планы.

Андрей Петров родился 2 сентября 1930 года в Ленинграде. Учился в музыкальном училище имени Римского-Корсакова, а затем в Ленинградской консерватории по классу композиции у О.А. Евлахова. Он говорил, что принял решение стать композитором после фильма "Большой Вальс", безумно популярной в СССР после войны трофейной картины о жизни Иоганна Штрауса. "Там так обманно упоительна профессия композитора! Птица пропела - родился вальс, почтовый рожок прозвучал - возникла симфония! Цветы, красивые женщины, вся Вена поет и танцует. Всё! Я должен стать композитором".

Любовь к кино он сохранил на всю жизнь. Как композитор он дебютировал в кинематографе в фильме "Человек-амфибия" в 1961 году. Песню "Эй, моряк!" из этой картины пело, наверное, полстраны. За этой свежей и абсолютно ни на что не похожей вещью последовали не менее всенародно любимые и не устаревающие хиты: "Песня о друге" (из фильма "Путь к причалу"), "Голубые города" ("Два воскресенья"), "Я шагаю по Москве" (из одноименной картины), "О бедном гусаре" ("О бедном гусаре замолвите слово"). Нельзя не вспомнить и вальс из "Берегись автомобиля", и музыку к "Осеннему марафону", "Вокзалу для двоих", "Жестокому романсу", "Служебному роману".

В 1967 году композитор получил Государственную премию за кинохиты. Государственное признание его симфонических заслуг пришло на девять лет позже - в 1976-м, когда Петрову вручили вторую Госпремию - за оперу "Петр I". К тому времени он уже почти двадцать лет успешно писал серьезную музыку.

В 1958 году Петров написал балет "Берег надежды". Его поставил Игорь Бельский в Кировском театре в Ленинграде, в нем дебютировала замечательная балерина Габриэла Комлева.

С 1964 года А.П. Петров возглавлял Ленинградский Союз композиторов. В следующем году по инициативе композитора прошел первый фестиваль "Ленинградская музыкальная весна" (с 1989 года он называется Международный фестиваль "Музыкальная весна в Санкт-Петербурге"). В 1966 году он представил публике программную симфоническую поэму "Памяти павших в годы блокады Ленинграда".

В 1968 году Петров написал музыку для балета "Сотворение мира". Поставлен он был в 1971 году в Кировском театре Натальей Касаткиной и Владимиром Василевым. В нем танцевали такие звезды, как Михаил Барышников, Валерий Панов, Ирина Колпакова, дебютировала в небольшой партии ангела Людмила Семеняка. Потом "Сотворение" ставили в 60 театрах мира, оно принесло композитору всемирную известность. Не случайно и юбилейный фестиваль в честь 75-летия композитора был назван "Сотворение мира продолжается..."

В семидесятые и восьмидесятые годы самыми известными симфоническими работами Андрея Петрова были произведения, связанные с русской литературой: балет "Пушкин (Размышление о поэте)", опера-феерия "Маяковский начинается", симфония-фантазия "Мастер и Маргарита", симфоническая поэма "Радда и Лойко" (по "Макару Чудре" Максима Горького). В эти годы композитор получил все значимые звания - заслуженного деятеля искусств, народного артиста.

В девяностые годы и в начале нового века композитор продолжал писать и симфонические сочинения ("Русь колокольная", "Время Христа"), и музыку к кино- и телефильмам ("Хрусталев, машину!", "Старые клячи", "Петербургские тайны"). Вместе с дочерью Ольгой Андрей Петров написал мюзиклы "Синяя птица" по пьесе Мориса Метерлинка и "Капитанская дочка" по повести Пушкина ("Капитанскую дочку" заказали американские продюсеры; в России мюзикл шел пол названием "Куда путь держишь, Ваше благородие?..")

В эти полтора десятилетия композитор получил множество орденов и премий: "За заслуги перед Отечеством" III и IV степеней, еще одну Госпремию, "Нику", "Золотого Остапа", звание Почетного гражданина Санкт-Петербурга.

В сентябре 2005 года Андрею Петрову исполнилось 75 лет. Его юбилей праздновали с размахом, на государственном уровне. Сам он отнесся к мероприятию несколько иронично, но явно получал удовольствие от обилия концертов и внимания к своей серьезной музыке. Он был полон планов, собирался работать над музыкой к телефильму "Невыученный урок", над балетом "Лисистрата" и балетом о декабристах.

В ноябре 2005 года он представил слушателям свою новую симфонию-фантазию "Прощание с...". "Это не реквием, это воспоминание о том прекрасном, с чем, к сожалению, приходится прощаться", - пояснил Андрей Павлович в одном из интервью накануне своего юбилея. В этой спокойной интонации, кажется, отразился весь его характер: характер прекрасного оптимиста, умевшего быть благодарным судьбе.

< Назад в рубрику