Владимир Путин подписал указ о создании в России единого координационного центра по борьбе с терроризмом. Новая надведомственная структура получила название Национальный антитеррористический комитет. В его задачу входит координация деятельности органов госуправления и силовых структур для предотвращения угрозы терактов и ликвидации их последствий.
При комитете будет работать федеральный оперативный штаб, который возглавит директор ФСБ Николай Патрушев. Аппарат штаба и комитета будет интегрирован в структуры ФСБ, в связи с чем ведомство на Лубянке будет расширено еще на 300 штатных единиц. При региональных управления ФСБ также планируется создать оперативные штабы, которые будут подчиняться федеральному штабу.
Решения федерального штаба будут обязательны для исполнения всеми госорганами, представители которых входят в его состав и в состав оперативных штабов в субъектах РФ. Персональный состав комитета определяется исходя из занимаемых постов в государственной иерархии. Таким образом, охватываются практически все ступени управления страной.
В комитет входят представители силовых структур - ФСБ, МВД, МЧС, СВР, ФСО, а также Генштаба ВС РФ. Глава ФСБ получает прямые рычаги воздействия в случае возникновения чрезвычайной ситуации на МИД, Минздравсоцразвития, Министерство информационных технологий и связи, Минпромэнерго, Минтранспорт, Минюст и Росфинмониторинг.
Кроме того, вопросы координации борьбы с терроризмом будут решаться при участии представителей парламента - вице-спикеров Госдумы и Совфеда, а также администрации президента и аппарата правительства.
Состав федерального оперативного штаба будет более узким. Его возглавит председатель комитета, то есть директор ФСБ. У него будут два заместителя - замдиректора ФСБ и глава МВД. Также членами штаба являются руководители Минобороны, МЧС, МИД, СВР, ФСО и Росфинмониторинга, плюс замсекретаря Совбеза РФ. Итого набирается десять человек, которые непосредственно будут обеспечивать защиту россиян от террористов.
Президентский указ предусматривает введение принципа единоначалия в случае совершения теракта. Теперь в подобных обстоятельствах принятие первоочередных мер возлагается на руководителя соответствующей региональной структуры ФСБ. Он осуществляет руководство и координацию всех остальных силовиков и органов госвласти до начала работы местного оперативного штаба, который подчиняется непосредственно федеральному штабу.
Предполагается, что комитет будет собираться в полном составе не реже одного раза в два месяца. В случае необходимости по решению председателя комитета могут проводиться внеочередные заседания комитета. Присутствие на заседании комитета его членов является обязательным, а для принятия правомочного решения необходимо присутствие на заседании комитета не менее половины его членов.
Директор ФСБ Николай Патрушев, ставший во главе этой антитеррористической суперструктуры, отметил, что теперь появится возможность координировать "действия всех ветвей власти". Здесь, правда, возникает вопрос, каким образом руководитель одного из подразделений исполнительной власти собирается давать указания власти законодательной, а также и судебной, если по конституции в России существует разделение властей.
Положения президентского указа о создании комитета вступят в силу после принятия "Закона о противодействии терроризму", который прошел в Госдуме пока только первое чтение. Оно состоялось еще в декабре 2004 года, и с тех пор законопроект был положен под сукно, так как вызвал массу нареканий со стороны силовых структур и общественности.
В частности, предполагалось, чтобы ответственность за материальный ущерб, причиненный в результате террористической акции, нес не только сам террорист, но и члены его семьи. По мнению разработчиков этого положения, это стимулировало бы родственников потенциального террориста к принятию мер для предотвращения его деятельности.
Еще одной мерой борьбы с терроризмом, которая вызвала многочисленные нарекания, было предоставление силам ПВО права сбивать пассажирские самолеты, захваченные террористами для атаки на стратегические объекты.
Законопроект "О противодействии терроризму" предусматривал дополнение двух уже существующих правовых режимов - "чрезвычайного положения" и "контртеррористической операции" - еще одним "режимом террористической опасности", в зоне действия которого права граждан будут ограничены. В том числе предусматривается запрет на проведение массовых мероприятий, усиление паспортного контроля, ограничение передвижения граждан и транспорта, установление усиленного контроля на предприятиях "вредного производства", прослушивание телефонных разговоров и значительные ограничения для СМИ.
Между тем в октябре прошлого года глава комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев заявил о подготовке отдельного закона "О режиме террористической опасности". По его словам, это будет базовый закон, который разрешает в том числе прослушивание телефонов и использование личного автотранспорта граждан, но только с санкции суда.
В целом многие положения нынешнего указа президента о создании Национального антитеррористического комитета были заложены еще более года назад. Тогда, в конце 2004 года, после кровавого теракта в Беслане, когда погибли более 300 заложников, было принято решение приступить к укреплению вертикали власти, в том числе и для обеспечения безопасности.
Беслан, а ранее "Норд-Ост", доказали старую истину, что у семи нянек дитя без глазу. Силовые структуры - милиция, армия и чекисты - в обоих случаях действовали разобщенно, давая противоречивую информацию, которая вводила в заблуждение не только граждан, но и самих силовиков. Еще более явно последствия этой неразберихи проявились в ходе контртеррористических операций на Северном Кавказе, когда в результате несогласованности действий бойцы, принадлежавшие к разным ведомствам, попадали под огонь друг друга.
Кроме того, межведомственная разобщенность препятствует обмену информацией, в том числе и разведывательного характера, между силовыми структурами. Это приводит к тому, что, несмотря на поступающие сведения о подготовке терактов, никому их так и не удается предотвратить.
С похожей ситуацией столкнулись после терактов 11 сентября в США, где в итоге была учреждена должность Директора национальной разведки. Там, правда, шла речь именно о координации деятельности спецслужб, которые, как считается, прозевали террористов, готовивших захваты самолетов.
У России, естественно, другая специфика. Расширение полномочий главы ФСБ направлено, как уже сказано, на то, чтобы повысить согласованность действий силовиков в случае совершения теракта. С другой стороны, непонятно зачем давать дополнительную нагрузку директору ФСБ, фактически подчиняя ему на постоянной основе другие силовые ведомства. Возможно, стоило бы назначить на роль координатора человека со стороны, как это сделали американцы, и подчинить его непосредственно президенту.
Создание такой крупной мегаструктуры может иметь два следствия. Либо она окажется очередным пшиком и не сможет осуществлять те функции, которые на нее возложены. Либо она даст в руки спецслужб практически неограниченные возможности по ограничению гражданских свобод под предлогом борьбы с терроризмом.