Культура
22:13, 20 февраля 2006

Премиальный уикенд Две порции кинонаград: Берлин выбирает Европу, а Лондон - Америку

Сезон кинематографических наград движется к апогею. 18 февраля были названы победители Берлинского кинофестиваля, а на следующий день свои призы раздала Британская киноакадемия (BAFTA). В первом случае жюри руководствовалось политической ситуацией, а во втором - общей конъюнктурой.

Три медведя

Раздача призов фильмам, имеющим и художественную ценность, и гражданскую актуальность, имеет давнюю традицию. Можно припомнить и триумф картины "Летят журавли" Михаила Калатозова в Каннах в 1958 году, и победу "M.A.S.H." Роберта Олтмана там же в 1970-м, не говоря уже о "Фаренгейт 9/11" Майкла Мура (2004). На Берлинском фестивале, славном своей политической ориентацией, редко побеждают общечеловеческие драмы вроде "Человека дождя" Барри Левинсона (чуть ли не единственный случай совпадения "медведей" с "оскарами", произошедший в 1989 году). Более естественно выглядит на Берлинале награждение истории противостояния ирландцев и англичан, как это было в 1983 году с фильмом "Ascendancy" ("Власть") Эдварда Беннета или в 2002-ом с картиной Пола Гринграсса "Bloody Sunday" ("Кровавое воскресенье"). Другой важной темой на фестивале уже несколько оказывается интеграция не-европейцев в Европу: достаточно вспомнить призера 2003 года, фильм Майкла Уинтерботтома "In This World" ("В этом мире"). Герои этой полудокументальной драмы, афганские беженцы, идут пешком через половину Евразии, чтобы попасть в Лондон, кажущийся им землей обетованной.

Берлинале 2006 года оказался сориентирован на внутриевропейскую больную мозоль. "Золотой медведь" фестиваля достался "Грбавице" 31-летней боснийки Ясмилы Жбанич. Персонажи фильма, сараевские мусульманки Эсма и ее дочь Сара, заново переживают годы югославского конфликта. Девочка, считавшая своего отца героем войны, выясняет, что им был безвестный сербский насильник. Мать объясняет ей, что сохранила дитя из любви к жизни. В главной роли в фильме Жбанич снялась сербская актриса Мирьяна Каранович, что, как пишет пресса, вызвало вспышку недовольства в Белграде.

Гуманитарная подоплека ленты не вызывает разночтений: война - это универсальное зло, женщины и дети - его неотмщенные жертвы, национальную трагедию искупить нельзя. Политическое послание тоже читается ясно: бывшая Югославия - это настоящий "больной человек Европы" (штамп, которым наградил Турцию Николай I).

Кадр из фильма "Элементарные частицы" с сайта german-cinema.de
Lenta.ru

Решение жюри Берлинале присудить "Серебряных медведей" иранскому ("Оффсайд") и датскому ("Мыло") фильмам выглядит полностью политическим. В разгар "карикатурной войны" попытка примирения двух ее участников кинопремиями не может пройти незамеченной. Но к искусству кино, она имеет мало отношения.

Приз за режиссуру достался Майклу Уинтерботтому, автору фильма "Дорога в Гуантанамо". Английский режиссер вновь, как и в 2002 году, снял полудокументальный фильм. Герои картины, молодые парни, отправившиеся на свадьбу к приятелю в Пакистан, очутились в Афганистане, случайно попали к талибам и, в конце концов, оказались в лагере для военнопленных Гуантанамо. Злободневность этой картины можно счесть чрезмерной для фестиваля, который формально не посвящен ни правам человека, ни кампании за прекращение военных действий на территории Афганистана и Ирака.

На этом пристрастном фоне весьма средний немецкий фильм Оскара Релера "Elementarteilchen" по нашумевшему роману Мишеля Уэльбека "Элементарные частицы" об упадке европейской морали и достоинства не мог пройти незамеченным. Давний любимец европейской аудитории Мориц Бляйбтрой получил на Берлинале премию за лучшую мужскую роль.

Единственной неангажиророванной премией оказалась награда за лучшую женскую роль, которую получила немка Сандра Хюллер, сыгравшая в фильме "Реквием" Ханса-Кристиана Шмида.

Английские маски

BAFTA, британская киноакадемия, как правило, движется в кильватере оскаровских номинаций, и 2006 год не стал исключением. Четыре "золотые маски" получил фильм "Горбатая гора" Энга Ли (лучший фильм, режиссер, адаптированный сценарий и мужская роль второго плана). Английский фаворит с бразильским акцентом - "Преданный садовник" Фернанду Мейреллиша - получил единственную премию, и то техническую - за монтаж, хотя номинировался на десять.

Премии британских академиков напоминают "Золотые глобусы" Ассоциации иностранной прессы при Голливуде, поскольку в обоих случаях для награждения лучшего фильма есть по лазейке. Так, "глобусы" вручаются в двух категориях: драма и комедия/музыкальный фильм, а BAFTA награждает и лучший фильм года вообще, и лучший британский фильм. "Преданный садовник", таким образом, мог оказаться победителем хотя бы в одной из двух категорий, но проиграл везде. Лучшей британской картиной оказался мультфильм Ника Парка "Уоллес и Громит: проклятие кролика-оборотня".

Кадр из фильма "Морпехи" с сайта imdb.com
Lenta.ru

Остальные лауреаты BAFTA оказались знакомы всем, кто следит за текущим премиальным сезоном в большом кино. Награда за лучшую мужскую роль досталась Филипу Сеймуру Хоффману ("Капоте"), лучшей актрисой академики назвали Риз Уизерспун ("Переступить черту"). Англичанка Тэнди Ньютон сыграла, по мнению жюри, лучшую роль второго плана в американской драме "Столкновение". Лучшим актером второго плана стал Джейк Гилленхаал ("Горбатая гора"), хотя его скорее поощрили за главную роль в "Морпехах" ("Jarhead") Сэма Мендеса. Этот фильм о войне в Ираке не получил ни одной номинации ни на одну крупную премию ("Золотой глобус", "Оскар" или BAFTA) нынешнего сезона, хотя британцы возлагали на него немалые надежды.

Награды BAFTA, как правило, довольно четко показывают шансы будущих оскароносцев. По-прежнему, впереди всех остается ковбойская love-story "Горбатая гора", кандидатуры Филипа Сеймура Хомана ("Капоте") и Рис Уизерспун на блестящий финал тоже кажутся максимально вероятными. Впрочем, американские академики иногда могут преподнести сюрприз. Так получилось в 2005 году, когда, вопреки ожиданиям, главные награды достались не Мартину Скорсезе и фильму "Авиатор", а Клинту Иствуду и "Малышке на миллион долларов".

Хотя Берлинский кинофестиваль и открывает новый киногод, но пока не будут розданы "оскары", старый нельзя считать завершившимся. Осталось потерпеть две недели, а там для политизированных европейских фестивалей откроются новые горизонты, но карикатуры на пророка Мухаммеда и птичий грипп не должны успеть стать главными темами Канн или Венеции.

Юлия Штутина

< Назад в рубрику