Международная правозащитная организация "Репортеры без границ" написала открытое письмо министру обороны РФ Сергею Иванову. В нем она подвергла критике его выступление в Госдуме по проблемам "дедовщины" в российской армии и обвинения СМИ в искусственном "раздувании" скандала с избиением рядового Андрея Сычева. Лента.Ру приводит это письмо, датированное 17 февраля, в полном виде.
Сергею Борисовичу Иванову, министру обороны Российской Федерации
Господин министр,
В среду 15 февраля 2006 года вы выступали перед депутатами Госдумы по поводу недавнего скандала, произошедшего в российской армии, где из-за дедовщины каждый год погибают тысячи молодых людей, а другие оставляют военную службу, не в силах выдержать избиений и унижений. В конце января СМИ сообщили о нескольких случаях издевательств над солдатами. Эти сведения стали известны благодаря докладам представителей комитетов солдатских матерей России, ассоциации, которая защищает права призывников и военнослужащих.
В течение нескольких недель пресса и общество были потрясены тем, что произошло с одним из них - солдатом Андреем Сычевым, над которым издевались старшие по званию, избивали его, когда он отказался выполнять то, что они требовали от него. Они держали его в положении полуприседа в течение нескольких часов и оставили без медицинской помощи четыре дня. Военные доставили его в госпиталь только тогда, когда заметили, что он не может ходить. Из-за гангрены, спасая солдата от смерти, 6 января врачи ампутировали ему ноги и половые органы.
Вы обвиняете средства массовой информации в том, что они искусственно раздували скандал для того, чтобы "повысить свою популярность". Вы упрекаете их в том, что "они обвинили всех военных и всех генералов". Вы преуменьшаете количество случаев дедовщины и издевательств, совершенных офицерами против молодых солдат, объясняя, что "дедовщина начинается в детском саду, где некоторые воспитательницы плохо обращаются с детьми" и что во всем этом виновато "общество, которое таково".
Вы заявляете, что "некоторые газеты отдали целые полосы описанию издевательств над солдатами" и что "непонятно, о какой армии идет речь: о российской или о неприятельской". Вы обвиняете прессу в том, что она очерняет армию и искажает реальные события, которые происходят в вооруженных силах России.
Подобные обвинения с Вашей стороны недопустимы. Как можете Вы перекладывать Вашу ответственность за то, что произошло на прессу, обвиняя ее во всех грехах и отказываясь признать ошибки армии? Как можете Вы упрекать прессу в том, что журналисты много писали о таком важном факте, когда так трудно вообще что-либо писать о том, что происходит в вооруженных силах и, если бы не пресса, то общество бы никогда не узнало о том, что произошло с солдатом Андреем Сычевым? Как можете Вы не понимать, что эта драма пробудила в обществе понимание того, каким издевательствам подвергаются в армии призывники и что эта история не является единственным случаем? Разве основной ролью СМИ не является информирование общества и предупреждение о серьезных проблемах? Неужели Вы бы хотели, чтобы никто не говорил и не писал об этом деле?
Ваши обвинения в адрес прессы не останавливаются на этом: по Вашему мнению, СМИ провоцируют дезертирство в армии и "это заставляет обратить внимание на соответствие публикаций Конституции России". Таким образом, вы угрожаете работникам СМИ возможными санкциями. Но о какой Конституции можно говорить, если эта Конституция позволяет наказывать прессу за то, что она критикует государственные институты?
Неужели Вы хотите, чтобы Россия превратилась в страну с авторитарным режимом, в которой вся информация контролируется, а вместо информации существует пропаганда, как это происходит в Белоруссии или в Туркменистане?
Хочет ли Россия отойти от международных стандартов соблюдения свободы прессы и свободы выражения мнений? В течение нескольких лет правительство Вашей страны совершает поворот к авторитарной практике, последовательно восстанавливая контроль за СМИ и информацией. Телевизионные каналы подвергаются цензуре и последний независимый канал РЕН-ТВ недавно перешел под контроль частной корпорации, вероятно, управляемой людьми, близкими к Кремлю. Иностранные журналисты сталкиваются с большими трудностями, когда желают получить визы и аккредитации. Радиостанции также контролируются властью и получают предупреждения, когда позволяют себе быть слишком критичными. Чечня продолжает оставаться местом труднодоступным для получения информации, поскольку доступ туда контролируется российскими властями. Судебный процесс по делу об убийстве известного американского журналиста Пола Хлебникова, убитого в Москве в 2004 году, был объявлен закрытым.
Если эта ситуация будет развиваться в том же ключе, станет невозможно получить доступ к информации и узнать то, что происходит в стране. Недавно начала вещание телекомпания "Russia Today", которая официально была призвана "улучшить имидж страны". А Вы, господин министр, призываете наказывать СМИ для того, чтобы они не освещали те темы, которые портят репутацию армии.
Мы осуждаем Ваши заявления, господин министр, поскольку они, очевидно, направлены на то, чтобы приструнить СМИ и заставить их замолчать. Мы считаем, что Ваша роль не состоит в том, чтобы бичевать прессу, а в том, чтобы найти виновных и наказать их за тот беспредел, который творится в Вашей армии.
Робер Менар, генеральный секретарь "Репортеров без границ"