Обрушение Басманного рынка некоторые уже окрестили "Трансвааль-2". Кроме схожих обстоятельств произошедшего, обрушение кровли московского рынка и катастрофу в аквапарке в Ясенево объединяет еще один факт - крыши обоих зданий проектировал один и тот же конструктор - Нодар Канчели.
Всего через пару часов после того, как стало известно о случившемся на Басманном рынке, на место происшествия прибыл сам проектировщик обрушившейся крыши. До этого он рассказал в интервью РИА Новости о нестандартной конструкции здания.
Здание Басманного рынка было построено в 1977 году по весьма оригинальному проекту. Само здание было спроектировано "Моспроектом-3", однако кровлей занимался Нодар Канчели. Строение крыши представляло собой нестандартную железобетонную конструкцию - "висячую оболочку" без опор, которую поддерживала система тросов. При этом крыша имела не выгнутую форму, а вогнутую - "как тарелка", посредине которой располагалось небольшое техническое сооружение.
В связи с этим, по словам Нодара Канчели, здание можно было использовать "строго по инструкции" - рынок должны были постоянно проверять эксплуатирующие организации, в частности, счищать с его крыши снег. Как считает проектировщик кровли, то, что этим никто не занимался, и стало причиной обрушения здания. "На своеобразной антресоли, которая проходила с внутренней стороны крыши по всему периметру рынка, было установлено много палаток. Конструкция крыши на это не была рассчитана. К тому же, свою роль мог сыграть неубранный с крыши снег", - заявил Канчели.
Позднее, в интервью "ИТАР-ТАСС", проектировщик еще более конкретизировал свою позицию. Он заявил, что считает "снеговой перегруз" наиболее вероятной причиной обрушения рынка". "Никто его не убирал, а крыша там не выгнутая как в Трансвааль-парке", - сказал Нодар Канчели. Парадоксально, но при этом он признал, что из-за сложной конструкции проблему уборки снега с крыши рынка невозможно было решить обычными средствами. "Если туда подниматься людям с лопатами и, не дай Бог, со скребками, кровля только пострадает", - считает проектировщик. Как предполагалось убирать снег с крыши, он не уточнил.
Как рассказал Ленте.ру член Общественной палаты РФ профессор МАРХИ Вячеслав Глазычев, некачественная работа проектировщика крыши не могла стать причиной обрушения Басманного рынка. "Бедный Канчели! Если здание простояло 30 лет, то ни о какой ошибке проектировщика не может быть и речи. Не говоря уже и о том, что в данном случае конструкция не представляла никакой сложности и к моменту проектирования была уже хорошо отработана", - считает известный архитектор. По его словам, обрушение было вызвано нарушениями в работе эксплутационной службы и недостатком ухода за зданием. Однако при этом Вячеслав Глазычев полностью исключает вероятность того, что крыша обрушилась из-за "снегового перегруза". По его словам, рассчитать возможное давление снега на крышу может "любой третьекурсник".
По словам самого Нодара Канчели, нормативы предельного давления на крышу здания были недавно изменены, и следовательно, здание рынка не удовлетворяло новым требованиям, однако вполне соответствовало всем необходимым критериям к моменту постройки в 1977 году. Так, как рассказал проектировщик, в современных зданиях этот показатель находится на уровне 220 килограммов на квадратный метр, а в более ранних проектах предельно допустимая нагрузка на крышу рассчитывалась на уровне 140 килограммов.
Стоит также вспомнить заявление прокурора Москвы Анатолия Зуева, по словам которого, прокуратура еще 22 декабря вынесла директору Басманного рынка предписание о недопустимости нарушений при эксплуатации здания. При этом главный столичный прокурор не уточнил, какие именно нарушения были зафиксированы в ходе проверки.
Как оказалось, крыша Басманного рынка не была возведена по уникальному проекту, и, по словам Нодара Канчели, в России есть как минимум еще два здания с аналогичной кровлей. "Такие постройки по моему проекту были возведены еще в двух местах - "Питьевая галерея" в Ессентуках и рынок в Ангарске", - рассказал конструктор.
При проектировке "Питьевой галереи", в отличие от работы над зданием московского рынка, Нодар Канчели выступал главным конструктором. На примере этого здания можно посмотреть, как выглядела крыша Басманного рынка. Покрытие "Питьевой галереи" представляет собой висячую сборную железобетонную оболочку диаметром 60 метров, говорится в описании проекта на официальном сайте ЗАО "Курортпроект", проектного бюро под руководством Нодара Канчели. "Эта оболочка была выполнена без преднапряжения. Возможность такого решения была доказана расчетом и подтверждена практикой. В конструкции оболочки кроме отказа от преднапряжения были применены упрощенные конструкции плит оболочки и узлы их опирания на ванты", - добавляют авторы описания. В центре здания находится, видимый даже сверху, шатер на стойках, накрывающий источник. Его видно благодаря стеклянному куполу над зданием. Как утверждают различные источники, эта питьевая галерея является крупнейшей в Европе.
Выяснить, как выглядит построенный по тому же проекту рынок в Ангарске, к сожалению, не удалось. По данным пресс-службы администрации Ангарска, Нодар Канчели руководит проектом реконструкции ангарского спортивного комплекса "Ермак". Проект реконструкции предусматривает возведение кровли в виде стальной мембраны, крепящейся на опорах по периметру здания. Летом 2005 года строители возвели опорную часть кровли из сборного железобетона, а также каркас и перекрытия пристраиваемых частей. Однако окончательно кровля на зимнем стадионе будет установлена в сентябре 2006 года.
По описанию этот проект очень похож на "Питьевую галерею" в Ессентуках и кровлю Басманного рынка. Однако в таком случае надо предположить, что Нодар Канчели ошибся и имел в виду не здание рынка, а стадион. Кстати, по фатальному совпадению "Ермак" был закрыт на реконструкцию 5 марта 2004 года, после катастрофы в "Трансвааль-парке", когда местные власти решили проверить состояние здания и выявили, по данным Regnum, трещины на потолках, балках, в фундаменте, течь в большой чаше и льдину в вентиляционной шахте.
Нодар Канчели всегда считался проектировщиком, работающим по индивидуальным проектам. Он был автором монолитной висящей оболочки для Студии циркового искусства в Измайлове и советско-чешского профсоюзного пансионата "Дружба" в Ялте, ставшего в свое время одним из самых новаторских зданий. Кроме того, он руководил несколькими масштабными, но менее авангардными проектами, в частности, Нодар Канчели работал над куполом храма Христа Спасителя, торговым комплексом на Манежной площади, перекрытием Гостиного Двора, а в настоящий момент является автором второй очереди реконструкции Большого театра.
Переломным моментом в биографии проектировщика стало обрушение "Трансвааль-парка" в московском микрорайоне Ясенево 14 февраля 2004 года, когда 28 человек погибли и 190 получили ранения различной степени тяжести. Изначально Нодар Канчели, спроектировавший купол аквапарка, проходил по этому делу в качестве свидетеля, однако 1 апреля 2005 года ему было предъявлено обвинение сразу по двум статьям - 109, часть 3, УК РФ ("причинение смерти по неосторожности двум или более лицам") и 118-й, часть 2 ("причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности, совершенное вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей"). Следствие по факту обрушения этого здания до сих пор не завершено.
Официальная экспертиза пришла к выводу, что при расчете предельных нагрузок Канчели использовал устаревшую компьютерную программу и пришел к математически правильным, но технически недостоверным результатам. Кроме того, технические специалисты признали "неверным конструктивным решением" приваривание шарниров в верхней части колонн к опорному поясу крыши. По их мнению, понижение температуры привело к сжатию крыши, отчего одна из опор надломилась и выпала, после чего обрушилась вся крыша аквапарка.
Сам Нодар Канчели предлагал две версии случившегося. Согласно первой из них, разрушение крыши произошло из-за внешнего воздействия или теракта. Основанием для такого объяснения событий стала пленка видеонаблюдения, на которой, по словам проектировщика, зафиксирован подрыв опоры. Позднее эта пленка, считает руководитель "Курортпроекта", пропала. По второй версии, причиной катастрофы стал сдвиг грунта. Как сообщили позднее некоторые геодезисты, на том участке, где был построен "Трансвааль-парк", действительно находится узел геологических разломов, которые сильно влияют на колебания в почве.
В свою очередь, Союз московских архитекторов поддержал Нодара Канчели и обратился к журналистам с открытым письмом, в котором заявил, что проектировщик не может быть виноват в обрушении "Трансвааль-парка". Стоить также напомнить, что в начале следствия в качестве одной из возможных причин обрушения считалось чрезмерное скопление снега на стеклянной крыше аквапарка, или "снеговой перегруз".
Мэр Москвы Юрий Лужков также выступил на стороне проектировщика, и это привело к тому, что, несмотря на официально выдвинутые обвинения, Нодар Канчели продолжил работу по городским заказам. В тот день, когда конструктор стал обвиняемым по делу "Трасвааль-парка", градостроительный совет при мэре Москвы одобрил созданный мастерской архитектора проект Центра всесезонных видов спорта. Кроме того, в мае 2005 года Канчели получил заказ на проектирование раздвижной крыши над большой спортивной ареной "Лужников". По проекту Канчели также строится конькобежный стадион в Коломне. Кроме того, как видно на примере Ангарска, проектировщик реализует и несколько крупных проектов в регионах.
Февраль - несчастливый месяц и для Москвы, и для Нодара Канчели. С интервалом чуть более чем в два года в столице повторилась одна из самых масштабных российских катастроф последнего времени и уже превзошла произошедшее в "Трансвааль-парке" по количеству погибших. Если репутация Нодара Канчели как автора эксклюзивных проектов 14 февраля 2004 года серьезно пострадала, то теперь от нее может ничего не остаться. Единственное, что может оправдать проектировщика, считают специалисты, - это то, что зданий, аналогичных Басманному рынку, в мире довольно много, и ничего нового, что бы привело к катастрофе, российский конструктор не придумал. Однако в таком случае остается непонятным, почему столичные власти продолжают предоставлять уже скандально известному конструктору новые и новые заказы, объясняя свое решение тем, что такого уровня проектировщиков в России больше нет.
С одной стороны, признание того, что Нодар Канчели работает по типовым проектам и не является первооткрывателем проектных решений, ставит крест на его карьере как новатора, а с другой - если проектировщик действительно уникален, возникает вопрос, почему два его масштабных проекта погребли под собой несколько десятков человеческих жизней. Если учесть, какое количество проектов реализует руководитель ЗАО "Курортпроект", последнее утверждение означает большую опасность для многих.
Алексей Лоссан