Хватило всего несколько дней зимней Олимпиады в Турине, чтобы разрушить миф о том, что российского зрителя интересуют только сериалы и юмористические программы. Телерейтинги последних недель показывают, что круг интересов наших соотечественников не ограничивается страданиями Кармелиты и шутками Петросяна. И те телеканалы, которые отказываются считаться с этим, в одночасье могут расстаться со значительной частью своей аудитории.
Впрочем, сначала ничто не предвещало сенсации. Как члены Европейского вещательного союза ВГТРК и "Первый канал" имеют равные права на олимпийские трансляции. Незадолго до игр в Турине они распределили между собой права на показ олимпийских состязаний. "Первому" достались прямые трансляции самых зрелищных видов спорта – лыж, биатлона, хоккея и произвольных программ всех видов фигурного катания, а также церемония закрытия Олимпиады. "Спорт" (входит в ВГТРК) получил всё остальное и церемонию открытия. Кроме того, канал должен был показать повторы прямых трансляций конкурента. Подобное разделение казалось вполне логичным: у "Первого" больше покрытие, а значит, его программы могли увидеть больше зрителей. Разногласия возникли потом, когда стали известны рейтинги.
Уже церемония открытия Олимпиады собрала рекордную аудиторию. По данным TNS Gallup Media, в России ее смотрели 30 процентов телезрителей. Еще больше зрителей трансляция церемонии собрала в Москве (доля 34 процента; рейтинг 13 процентов), оказавшись безусловным лидером. Конкуренцию не смог составить даже транслировавшийся по СТС поздно вечером в пятницу фильм Квентина Тарантино "Убить Билла". Не ослабевало внимание зрителей к Олимпийским играм и в следующие дни. Это позволило "Спорту", собирающему обычно около 3 процентов, уже к концу недели войти в тройку лидеров столичного эфира, опередив НТВ и СТС. В целом по России успехи телеканала оказались чуть скоромнее - при доле 9,9 процента он занял четвертое место.
Всплеск зрительского интереса к спорту оказался полной неожиданностью для телевизионных начальников. Столкнувшись с падением рейтингов, на "Первом канале" начали срочно перекраивать сетку вещания. В итоге в прайм-тайм осталась только Олимпиада. Под нож, в частности, попал исторический детективный сериал "Казароза", премьера которого была запланирована на 20 февраля, а потом отложена на неделю. Благодаря срочно принятым мерам "Первому" удалось сохранить свои рейтинги - на прошлой неделе в Москве его смотрели 18,5 процентов зрителей. Для сравнения, "России" удалось собрать меньше 15 процентов, хотя неделей ранее канал смотрели 17,4 процента.
К контрпрограммированию активно прибегали не только на "Первом канале". Так, хоккейный матч сборных России и Швеции, а также финал у мужчин-фигуристов показал не только "Первый", но и "Спорт". После чего разразился нешуточный скандал. "Первый канал" обвинил РТР в нарушении существующих договоренностей. В ответ руководство ВГТРК заявило, что договоренности были нарушены еще тогда, когда "Первый канал" незаконно присвоил себе показательные выступления фигуристов. По жеребьевке, их должен был показывать "Спорт", однако "Первый" поставил соревнования почти на то же время. По информации "Коммерсанта", на "Первом канале" с аргументами конкурентов согласились, извинились и пообещали впредь быть осмотрительнее. Однако "Спорту" этого было уже не нужно - "Коммерсант" утверждает, что телеканалу было дано указание до конца Олимпиады дублировать в прямом эфире все соревнования "Первого". Кстати, тактика оправдала себя - доля некоторых трансляций "Спорта" достигала невиданных до этого высот в 30-35 процентов.
Российские телеканалы обычно без особого энтузиазма показывают трансляции спортивных состязаний (исключение составляют футбол и хоккей).
По словам директора спортивных каналов НТВ+ Анны Дмитриевой, показательные выступления фигуристов невозможно протолкнуть на федеральный канал даже в том случае, если речь идет о чемпионате мира или России. "Только "Первый канал" иногда снисходительно все-таки берет эту картинку", - жаловалась в эфире радио "Свободы" Дмитриева. Совсем иное отношение у российских вещателей к футболу. Последние Олимпийские игры показали, что большой коммерческий потенциал имеется не только у него.
Пока, правда, это открытие принесло рядовому зрителю только душевные страдания. Контрпрограммирование привело к тому, что опубликованные в газетах телепрограммы стали больше походить на декларации о намерениях, не имеющих ничего общего с реальностью. Поломав сетки вещания, телеканалы стали дублировать друг друга. Временами контрпрограммирование приобретало особенно изощренные формы. Например, 24 февраля "Первый" прервал трансляцию показательных выступлений фигуристов для того, чтобы дать в эфир начало полуфинального хоккейного матча сборных России и Финляндии. В результате, выступление Татьяны Навки и Романа Костомарова зрители "Первого канала" смогли увидеть только в повторе. В перерывах между таймами хоккейных матчей многие россияне увидели и выступление Евгения Плющенко.
И все-таки пусть лучше фигурное катание чередуется с хоккеем, чем Петросян с Галкиным. Конечно, одна Олимпиада не вытеснит с телеэкранов дешевый юмор и ходульные страсти. Однако, подумать о том, насколько это разумно - делать ставку только на программы для домохозяек, теленачальникам теперь придется.
Андрей Ломкин