Скандалы преследуют администрацию президента Буша-младшего: разглашение государственных секретов, незаконное прослушивание телефонных переговоров граждан, подстреленный на охоте адвокат, продажа американских портов арабской компании - и это еще не полный перечень. И почти во всех этих скандалах так или иначе замешан вице-президент Ричард (Дик) Чейни. Из Белого Дома через СМИ стали распространяться слухи о том, что Буш предпочтет дорабатывать свой срок с другим вице-президентом.
Самым громким получился скандал с утечкой из Белого Дома секретной информации в 2003 году. Началось все с того, что несколько американских изданий опубликовали материалы, в которых называлось имя агента ЦРУ Валери Плейм, жены бывшего дипломата Джозефа Уилсона. Началось расследование, поскольку рассекречивание агента, по американским законам, является тяжким государственным преступлением. Джозеф Уилсон немедленно заявил, что его жену-агента рассекретили хозяева Белого Дома в отместку за его критику политики Буша. Ранее Уилсон обвинил администрацию президента в том, что она подтасовала факты при подготовке доклада о ядерной программе Ирака, чтобы оправдать последующее вторжение в эту страну.
Разразился грандиозный политический скандал - едва ли не более грандиозный, чем знаменитое "Уотергейтское дело". В суд для дачи показаний вызывали ближайших к Бушу людей, в том числе его главного политического советника Карла Роува (его называют "мозгом Буша"), а также главу администрации вице-президента Льюиса Либби. В итоге главным виновником утечки был объявлен Либби. Не дожидаясь окончательного решения суда, он подал в отставку.
Это был серьезный удар для вице-президента. Либби называли "Диком Чейни Дика Чейни", имея в виду, что сам Чейни фактически является главным человеком в американской администрации, а Либби был главным человеком в его собственной администрации. Либби, хотя и говорил, что уходит не потому, что признает себя виновным, а потому, что не хочет бросать тень на администрацию, все же заявил суду, что сообщил прессе имя агента с ведома и чуть ли не по поручению своего шефа - вице-президента Дика Чейни.
Итак, Чейни обвинили (хоть и косвенно) в разглашении государственной тайны. Вдобавок к этому, в ноябре 2005 года Лоренс Уилкерсон, помощник бывшего госсекретаря Колина Пауэлла (который, кстати, ушел из администрации Буша именно из-за несогласия с методами ведения войны в Ираке), заявил, что Чейни покрывает виновных в вопиющих нарушениях международного законодательства, а именно, в издевательствах над пленными в тюрьме "Абу-Граиб" в Ираке и на базе Гуантанамо на Кубе.
Чейни, разумеется, гневно отверг все обвинения, но тут же попросил у Сената разрешения применять к подозреваемым в терроризме пытки. Верхняя палата Конгресса как раз обсуждала законопроект, запрещающий негуманное обращение с заключенными. Вице-президент предложил предусмотреть в законе возможность применять "жесткие методы допроса" в особых случаях - если это необходимо для предотвращения теракта. Смысл выступления Чейни перед сенаторами сводился к следующему: пытки к пленным не применяются, а надо бы. Оппозиция и правозащитники были возмущены.
А еще примерно месяц спустя газета New York Times сообщила о тайном распоряжении президента Буша, которое позволяло Национальному агентству безопасности без санкции суда прослушивать телефонные переговоры американских граждан. И снова "основным подозреваемым" стал Чейни как главный "ястреб" и сторонник жестких мер для обеспечения безопасности.
Чейни в ответ пустился в рассуждения о том, что после Вьетнамской войны и "Уотергейта" исполнительная власть в США "размылась". Президенты, сказал он, боялись идти на крутые меры, даже когда они были необходимы. Но в условиях всемирной войны с терроризмом такая нерешительность уже не может быть оправдана. Джордж Буш не превысил свои полномочия - он исполнил свой долг. Овации справа.
Но и это еще не все грехи, которые числят за Чейни. В 2001 году, незадолго до объявления о банкротстве компании Enron, он встречался с представителями этой компании для обсуждения стратегического плана развития энергетики США. Конгрессмены-демократы, изучив план, пришли к выводу, что он составлен таким образом, что некоторые фирмы, спонсировавшие предвыборную кампанию республиканцев, в том числе Enron, получали преимущество перед конкурентами. А вскоре было объявлено о банкротстве Enron. Так Чейни оказался замешан в еще одном чрезвычайно громком деле.
Когда у американских финансовых контролеров возникли претензии к компании Halliburton, снова всплыло имя Чейни. С 1995 по 2000 год он был исполнительным директором этой крупной нефтяной компании. Кроме того, когда началось послевоенное восстановление Ирака, участие в тендерах Halliburton вызвало множество нареканий, поскольку говорить о равенстве конкурентных возможностей было, по мнению других компаний, трудно.
Придя на один из высших государственных постов с топ-менеджерской должности, Чейни обвинил предыдущую администрацию (демократа Клинтона) в том, что она дестабилизировала американскую экономику, хотя, по мнению аналитиков, именно при Клинтоне экономика США была как никогда "здоровой".
Следует также заметить, что Чейни - далеко не единственный из числа нынешних руководителей США, кто замешан в историях с финансовыми махинациями. Лидер республиканского большинства в Сенате Билл Фрист обвиняется в нарушении правил торговли акциями. Серьезный удар по республиканцам нанесло дело Джека Абрамоффа, внесшего значительное пожертвование на предвыборную кампанию Буша и Чейни в 2004 году и впоследствии обвиненного в крупных махинациях. Финансовые скандалы затронули и самого Джорджа Буша.
Судя по налоговым декларациям, Чейни в настоящее время в несколько раз богаче Буша.
Разглашение гостайны, военные преступления, нарушение права на частную жизнь, финансовые махинации... Как будто этого мало! В феврале 2006 года к этому "послужному списку" едва не прибавилось убийство. Чейни в компании друзей отправился на охоту на ранчо в Техасе и вместо перепела умудрился подстрелить адвоката Гарри Уиттингтона. Уиттингтону сильно повезло - он отделался не самыми серьезными ранениями. В некотором смысле, Чейни пострадал гораздо больше - с точки зрения репутации.
Грозного "ястреба" подняла на смех вся Америка. Смеялись конгрессмены-демократы, распевающие песенку "У Чейни есть ружьишко", смеялись журналисты, смеялись губернаторы, в том числе соратники по Республиканской партии, смеялись рядовые граждане, но больше всех смеялись продавцы карнавальных костюмов, выпустившие в продажу комплект охотничьего снаряжения с маской вице-президента в придачу. Чейни же оставалось только сокрушенно сказать в телеинтервью: "Это был худший день в моей жизни".
Ричард Чейни считается едва ли не самым влиятельным вице-президентом в истории Соединенных Штатов. Именно благодаря ему, по мнению аналитиков, Бушу удалось заручиться поддержкой наиболее консервативно настроенных американцев. На праздничном обеде с ведущими журналистами вскоре после победы над Альбертом Гором на выборах 2000 года Буш шутил: "Моей целью является создать клон Дика Чейни, тогда большую часть своего срока я смогу бездельничать". Это не только пример своеобразного остроумия американского президента, но и выражение того почтения, с которым он относится к Чейни. Злые языки утверждают - и, видимо, все-таки не без оснований, - что основную работу по руководству США, по крайней мере в начала президентства Буша, проделывал именно Чейни. Однажды в 2002 году, во время прохождения Бушем медицинской процедуры колоноскопии, Чейни даже был президентом США, - правда, менее суток и с приставкой "и.о.".
Чейни - "консерватор из консерваторов", признанный лидер "ястребов". Он последовательно отстаивает наиболее жесткую позицию в вопросах национальной безопасности, вплоть до того, что в прошлом году обратился в Сенат с просьбой санкционировать применение пыток к подозреваемым в терроризме.
Политическая карьера нынешнего вице-президента началась еще при президенте Никсоне, в администрации которого он занимал, начиная с 1969 года, ряд экономических постов. В администрации Буша-старшего он был министром обороны и играл ключевую роль в проведении операции "Буря в пустыне". После победы демократов в 1993 году он сложил с себя полномочия и, как говорят в таких случаях в Росии, "ушел в бизнес". Чейни был исполнительным директором нефтяной компании Halliburton, пока родина - в лице Джорджа Буша-младшего - снова не призвала его, на сей раз на должность вице-президента. Этот ход призван был посрамить критиков команды Буша, которые утверждали, что ей не хватает политического опыта.
Чейни не единственный, кого "унаследовал" нынешний американский президент от своего отца. Но Колин Пауэлл - вторая столь же яркая фигура, входившая в команду и старшего, и младшего Бушей, - администрацию уже покинул.
Сейчас Чейни 65 лет, и он перенес уже несколько сердечных приступов. Уже 6 марта 2001 года, спустя менее двух месяцев после вступления в должность вице-президента, он попал в больницу из-за опасности сердечного приступа. Чейни сделали операцию по вживлению кардиостимулятора, и спустя два дня он снова был на рабочем месте.
В преддверии новых выборов в 2004 году поползли слухи о том, что Чейни не сможет вторично баллотироваться на вице-президентский пост по состоянию здоровья. В преемники ему прочили тогдашнего министра национальной безопасности (первого, кто занял этот пост) Тома Риджа, личного друга Буша. Однако слухи остались лишь слухами, и Чейни вторично стал вице-президентом. Впрочем, он наотрез отказался баллотироваться в президенты в 2008 году, тем самым нарушив важную для США политическую традицию, в соответствии с которой, когда истекают полномочия действующего президента, партия выдвигает в кандидаты на следующих выборах его вице-президента. Это одна из причин серьезного кризиса в Республиканской партии, в которой нет и, похоже, не предвидится единого мнения относительно того, кого выдвигать на следующие президентские выборы.
Чейни был главным архитектором антитеррористической коалиции. Именно он в 2002 году вел переговоры с ближневосточными лидерами, убеждая их поддержать планы США по свержению Саддама Хуссейна и предоставить свои базы для размещения американской авиации. Он же является самым горячим сторонником расширения полномочий спецслужб в целях обеспечения национальной безопасности.
Удастся ли Чейни доработать вице-президентом до истечения полномочий Буша? После всего того, что случилось с ним, это вопрос далеко не праздный. Уже в этому году у президента появится хороший повод отправить его в отставку. Грядут выборы в Конгресс, по итогам которых в администрации могут произойти перестановки. Некоторые источники в Белом Доме не исключают, что одной из таких перестановок станут проводы Чейни на пенсию, тем более что нервная работа второго человека в правительстве единственной сверхдержавы в мире не способствует укреплению здоровья, а Чейни, в конце концов, перенес уже не один сердечный приступ.
Иван Грушин