Мир
23:50, 6 марта 2006

Путину вручили "черную метку" Американский аналитик составил список находящихся в опасности мировых лидеров

В начале марта журнал Foreign Policy, одно из самых авторитетных (если не самое авторитетное) изданий, посвященных вопросам международной политики, опубликовал свой собственный список "самых-самых" мировых лидеров. Составление подобных списков - занятие широко распространенное и освященное временем. По разным поводам самые разные издания выступали со своими списками политиков самых известных или самых неоцененных, самых харизматичных или самых неприятных, самых демократических или самых тиранических. Журнал Foreign Policy выбрал для своего списка политиков достаточно необычный критерий, включив в него людей, насоливших кому-либо до такой степени, что им, образно выражаясь, была вручена "черная метка".

Составивший этот список мировых лидеров Дэниел Баймен, директор Центра по изучению вопросов мира и безопасности Джорджтаунского университета, попытался представить, кто хочет их гибели, как их могут уничтожить и какие последствия это будет иметь для их стран и всего остального мира.

Меченые политики

Всего в списке Баймена перечислены семь человек. Пять из них так или иначе связаны с мусульманским миром - это президент Афганистана Хамид Карзай, президент Пакистана Первез Мушарраф, король Саудовской Аравии Абдулла, лидер террористической организации "Аль-Каеда" Осама бин Ладен и лидер иракских шиитов аятолла Али Систани. Президент Венесуэлы Уго Чавес представляет Южную Америку, а президент Российской Федерации Владимир Путин - Европу.

Как указывает Баймен, политика Путина в Чечне вызвала ненависть к нему как в этой республике, так и во многих мусульманских странах, так что чеченские террористы при поддержке международных террористических организаций вполне могут попытаться уничтожить президента России. Для этого может быть использован террорист-смертник, у которого будет больше шансов подкараулить Путина во время его визита в одну из отдаленных провинций РФ.

Гибель Путина, по убеждению Баймена, не принесет России ничего хорошего. Официальная власть перейдет в руки номинальных выборных политиков, однако на самом деле за фактическое правление страной будут сражаться службы безопасности и крупные бизнесмены, а сам факт убийства президента будет использован для еще большего наступления на демократические свободы в стране и интенсификации военных операций на территории Чечни.

(Анти)американские интересы

Несложно заметить, что в списке Баймена перечислены не просто более или менее влиятельные политики, которые подвергаются опасности. Если бы пересчитать всех лидеров самых разных государств и движений, которые рискуют быть убитыми своими противниками или сторонниками, то список наверняка получился бы значительно более длинным - хотя бы за счет президентов различных африканских стран, ведущих ожесточенную борьбу друг с другом и с оппозиционными племенами, лидеров государств Южной Америки, находящихся примерно в таком же положении (если вместо оппозиционных племен рассматривать марксистских повстанцев), лидеров палестинских террористических движений, внесенных в израильский "черный список", и лидеров Израиля внесенных в "черный список" палестинских террористов. Не упомянуты в этом списке и лидеры разноцветных революций в странах СНГ Михаил Саакашвили и Виктор Ющенко, не раз прямо заявлявшие о том, что им грозит гибель.

Очевидно, Баймен интересуется прежде всего теми политиками, в которых так или иначе заинтересованы США. Действительно, Карзай, Мушарраф и саудовский король Абдулла являются весьма ценными американскими союзниками, и их гибель, скорее всего, приведет к падению влияния США в их странах. Осама бин Ладен - символ и знамя международного терроризма, с которым борется президент Буш, его уничтожение несомненно станет крупнейшей победой в объявленной войне с террором, хотя и может привести к временному увеличению террористической активности. Что же касается аятоллы Систани, то его гибель сделает практически неизбежной полномасштабную гражданскую войну в Ираке, в которой США в настоящий момент крайне не заинтересованы.

Интересно, что из лидеров стран Латинской Америки, в принципе не отличающейся большой стабильностью, Баймен обратил внимание только на президента Венесуэлы, который является наиболее влиятельным и последовательным противником США в регионе и при этом возглавляет страну, являющуюся для США одним из основных поставщиков нефти. Гибель Чавеса чревата для США еще большими неприятностями - она приведет либо к внутреннему хаосу и, соответственно, падению экспорта нефти, либо к приходу к власти еще более радикальных политиков. Таким образом, Чавес, несмотря на всю свою нелюбовь к США, является единственной политической силой, с которой те могут хоть как-то договариваться.

Путин же, если верить Баймену, является для США чем-то вроде российского аналога Чавеса: с ним не очень хорошо, но без него будет еще хуже. Несмотря на всю критику его политических инициатив и его действий в Чечне, администрация Белого дома полагает, что президент Путин представляет собой наиболее приемлемую для них силу, способную руководить Россией.

Кого-то не хватает

Не будем скрывать, что для неамериканского читателя список Баймена выглядит по меньшей мере неполным без еще одной фигуры - президента США Джорджа Буша. Действительно, за время своего пребывания на посту президента Буш сумел испортить отношения с очень большим количеством людей, преимущественно - мусульман. Редко какая демонстрация, проходящая на Ближнем Востоке, в Пакистане, в Индонезии или еще где-либо в мусульманских землях, обходится без сжигания американского флага и / или портрета президента США. Несомненно, любой мусульманский экстремист, входит он в "Аль-Каеду" или нет, если ему представится выбор между кем-либо из политиков, перечисленных в списке Баймена, и Бушем, возьмет на мушку последнего.

Охраняется президент США очень тщательно, так что для его уничтожения понадобился бы, скорее всего, какой-либо масштабный теракт, подобный событиям 11 сентября 2001 года. Впрочем, здесь могут быть и исключения - кто знает, что могло бы случиться, взорвись та старая граната на площади Свободы в Тбилиси.

В случае гибели президента, к власти в США скорее всего пришел бы следующий лидер (например, вице-президент США Дик Чейни), который бы построил свою программу на всемерном ужесточении мировой борьбы с терроризмом и необходимости отказаться от очередных гражданских свобод для того, чтобы эффективнее обеспечивать общественную безопасность в США. В худшем случае США могли бы действительно активизировать свою антитеррористическую активность, приступив к военным действиям в тех странах, где они их еще не ведут. Так как уже и сейчас вооруженные силы США с некоторым трудом справляются с войной на два фронта, для дальнейшего расширение военных действий США придется пойти на экстренные меры и, в частности, приступить к использованию оружия массового поражения.

Возможно, именно исходя из этих соображений Баймен и отказался от включения в свой список президента США: он просто не хотел лишний раз напоминать о нем международному терроризму.

Михаил Ткаченко

< Назад в рубрику