На протяжении всего существования такого понятия как "авторские права", компании-правообладатели всегда боролись с незаконным распространением интеллектуальной собственности. Пиратство, выражавшееся сначала в нелицензионном копировании пластинок (например, на рентгеновских снимках), затем в копировании магнитофонных катушек и аудиокассет разрослось до огромных размеров с появлением цифровых технологий и новых носителей.
Защитники интеллектуальной собственности ведут борьбу с несанкционированным копированием программ, музыки и видео всеми доступными способами. Правообладатели ведут рекламные кампании, призывающие пользоваться только лицензионными копиями программ и создают системы защиты от копирования и несанкционированного использования. Однако все ухищрения правообладателей с успехом преодолеваются пиратами, а страдают от этого в основном владельцы лицензионных дисков.
Самой первой системой защиты цифровых данных можно назвать так называемую RTM (от read the manual, дословно - "читай инструкцию"), которая часто использовалась в компьютерных играх конца 80-х - начала 90-х годов прошлого века. В те давние времена, когда самая современная игра занимала одну-две дискеты, защита от пиратства была достаточно топорной.
Лицензионная копия игры, как правило, поставлялась вместе с красочной инструкцией (которая занимала больше места, чем сама дискета). Для запуска игры от пользователя требовалось прочитать определенное слово на определенной строке определенной страницы инструкции или указать какие-то специальные данные биографии героя игры. От копирования такая "система", разумеется, не защищала, но теоретически могла помешать запустить нелицензионную копию игры.
Обойти это ограничение удавалось очень легко и
быстро: пиратские дискеты расходились обычно либо со взломанной системой защиты (игра просто не задавала лишних вопросов при запуске, либо не реагировала на неверный ответ), либо с текстовым файлом, в котором давались ответы на вопросы защитной системы (их количество было ограничено). Так что обладатели пиратских копий оказывались даже в лучшем положении, чем владельцы лицензионных продуктов: любителям контрафакта не нужно было каждый раз судорожно листать инструкцию в поисках нужного слова "фуфайка". Кстати, в случае потери мануала, пользователь оказывался не у дел.
Следующим этапом борьбы за законный софт стало введение системы цифровых ключей. Эта система, пожалуй, оказалась одной из самых жизнеспособных, и существует без малого уже 15 лет.
Поначалу такой системой защиты оснащались дорогостоящие офисные приложения и операционные системы (российские пользователи в массовом порядке впервые столкнулись с этим, пожалуй, с появлением операционной системы Windows 95). Система очень простая, как и все гениальное: копии программы присваивается уникальный электронный ключ, состоящий из большого количества цифр и букв. На знак ошибешься при вводе - программа не установится/не запустится.
Как правило, ключ продукта писался либо на обложке диска (потерял заветную коробку - можешь смело выкидывать диск), либо на самом носителе. Зачастую приходилось в разгар установки доставать из жужжащего
CD-привода диск, переписывать с него на бумажку дрожащими от нетерпения руками длиннющую последовательность бессмысленных знаков, и только потом повторять процесс инсталляции. Удобства мало, но зато правообладатель спокоен.
Спокоен до тех пор, пока тот же Windows не начинают штамповать на пиратских заводах с напечатанным на коробке или помещенном в отдельном текстовом файле ключом. Та же судьба постигает и игрушки, которые пытаются защитить с помощью ключа: главной задачей для пиратов становится внимательно и аккуратно перепечатать ключ продукта - и все, можно продавать.
Затем на вооружение систему защиты ключами взяли компании, распространяющие программное обеспечение по сети. То есть, пользователю дается возможность скачать фактически полноценную версию программы, в которой система защиты делает недоступной ряд функций и ограничивает срок ее действия (как правило, "триальная" версия приложения действует от 7 до 30 дней, а затем ненавязчиво отключается или навязчиво просит заплатить денюжку).
Практически бесполезной эту систему защиты сделали усилия тысяч хакеров по всему миру, которые ежемесячно выпускают сотнями генераторы ключей (кейгены, keygens - от key generator). Во многом благодаря этому "народными" стали такие программы как Adobe Photoshop, Norton Internet Security, GuitarPro, MS Office, Alcohol 120%, Sound Forge или ACID и многие, многие другие.
Усовершенствованием "ключевой" системы является проверка аутентичности ключа через интернет. Такой защитой оснащены большинство современных игр - начиная с (уже) древнего Quake III и заканчивая недавним Call Of Duty II.Одна из наиболее известных подобных систем Steam эффективно действовала в случае с Half-Life 2.
Помимо того, что сама игра не устанавливалась без подтверждения легальности копии через интернет (впрочем, это ограничение хакерам удалось обойти), обладатели пиратских версий культового шутера не могли играть в HL2 по сети. Стоит отметить, что эта система сработала крайне четко, и уровень продаж лицензионных копий HL2 был высок даже в России, традиционно славящейся своей любовью к контрафакту. Тысячи геймеров были вынуждены расставаться с кровными сбережениями ради возможности насладиться сетевым режимом любимой игры.
На тропу борьбы с пиратами ступили и производители консолей Sony и Microsoft. В преддверии выпуска новых приставок PlayStation 2 и Xbox производители заставили изрядно понервничать поклонников пиратской продукции, заявив, что их новые консоли буду оснащены уникальной аппаратной системой распознавания контрафактных дисков и не будут с ними работать.
Но пиратский мир вздохнул с облегчением, когда выяснилось, что это не совсем так. Проблема аппаратной защиты от пиратства решалась пусть с материальными затратами, но раз и навсегда. Для того, чтобы пиратские диски запустились на этих приставках, консоль необходимо
просто "очиповать" - встроить специальный модуль, который позволит обойти фабричные ограничения приставки. Сама очиповка стоит недешево - от 70 до 170 долларов и является достаточно рискованной (если модификацией занимается неквалифицированный мастер, что зачастую и происходит), однако это не останавливает алчных игроков, которые не хотят платить 50 долларов за каждую игру. В итоге, Sony и Microsoft добились того, что пиратство как жило, так и живет припеваючи, а у пиратов появилась еще одна статья дохода под названием очиповка приставок.
Некоторое время назад Sony заявили, что новая версия PS 2 Slim (самая компактная версия PS2) будет оснащена усовершенствованной защитой как от пиратства, так и от очиповки (мол, очипованная новинка просто не будет работать), но народные умельцы научились справляться и с этим нововведением.
Защита программного обеспечения, оснащенного системой StarForce, осуществляется с помощью привязки лицензии к уникальным физическим параметрам носителя, на котором распространяется программа. Выглядит это все приблизительно так: вы хотите поиграть в игрушку "Вася II: восстание албанских зомби". При попытке загрузить игру без диска в дисководе вас посылают в пешую прогулку за CD/DVD "ВII:ВАЗ". Вы вставляете диск.
Минут пять неторопливого жужжания CD-привода и судорожного подрагивания лампочки HDD - и игра "ВII:ВАЗ" запустилась. С медленными CD-приводами период ожидания может занять больше времени или программа вообще не запустится. Долго и неудобно, но, опять же, правообладатель вновь спокоен.
Зато неспокойны сотни пользователей, которые на форумах и блогах жалуются на StarForce, упрекая систему в неудобстве, медлительности работы и, самое главное, в порче аппаратуры. По словам многих пользователей, StarForce якобы приводит к повреждению оборудования.
Количество критики в адрес StarForce стало настолько велико, что компания была вынуждена провести специальную акцию: любой, кому удастся доказать, что StarForce действительно приводит к порче аппаратного обеспечения компьютера, получит в подарок 1000 долларов и туристическую поездку в Москву на два дня с посещением офиса StarForce. Западные пользователи крайне неоднозначно отреагировали на это предложение (общий тон заметок был такой: "Ну и нафига мне в Москву?"), а затем радостно продолжили поливать StarForce критикой. Насколько известно, приз никто не выиграл, но количество недовольных не уменьшилось. Либо никто ничего не может доказать, либо претензии, действительно, безосновательны, либо никто не хочет ехать в Москву.
Компании, занимающиеся разработкой систем защиты от пиратства зачастую перестают задумываться о рядовом пользователе в погоней за усовершенствованием системы защиты. И иногда доходит до того, что обладатели легальной продукции не могут ей пользоваться из-за слишком сильной защиты, использованной создателями продукта.
В прошлом году отгремел скандал с плеерами iPod, обладатели которых не могли закачивать в память плеера музыку с дисков, оснащенных системой защиты авторских прав DRM (digital rights management). Особой критике подверглись ряд музыкальных коллективов, например, популярнейшая рок-группа Foo Fighters, чей новый альбом "In your honour" нельзя было слушать на цифровых плеерах из-за системы защиты от копирования.
С появлением новых форматов носителей (Blu-ray и HD-DVD) и новых систем защиты авторских прав воспроизведение видео, музыки или запуск приложений станет проблематичным для подавляющего большинства персональных компьютеров. То есть, обладателям аппаратуры, несовместимой с новыми защитными программами, не удастся не то что в полной мере насладиться мультимедийными возможностями новых дисков, но и просто запустить приложение или посмотреть фильм.
Во-первых, большинство первых обладателей HD-DVD- или Blu-ray приводов могут столкнуться с невозможностью чтения новых дисков из-за того, что системы защиты авторских прав не поддерживают работу с большинством современных компьютеров. Во-вторых, системы защиты, которыми оснащаются современные DVD, будут поставляться с точными указаниями, как и с помощью какой аппаратуры их можно воспроизвести.
Для владельцев современных HD-телевизоров и DVD-плееров это не станет проблемой, а вот пользователи персональных компьютеров и телевизоров или DVD предыдущих поколений столкнутся с рядом неудобств.
Например, аналоговый выход (Video Graphics Array), через который большинство пользователей подключают компьютер к монитору, не работает с дисками, оснащенными новой системой защиты. Если другой возможности подключения нет - вы не у дел. В лучшем случае, DVD с фильмами будут проигрываться с заметно ухудшенным качеством, в худшем - не будут воспроизводиться вообще. Такая же проблема и с DVI-выходом (Digital Video Interface). Компании-правообладатели усмотрели в использовании DVI большой риск и вынудили Microsoft внедрить программный модуль в новую операционную систему Vista, который не позволит монитору работать через DVI, если компьютер не оснащен технологией шифровки данных от Intel HDCP (High-bandwith Digital Content Protection). Если новому DVD-диску не нравится ваш компьютер, монитор или метод подключения - кина не будет.
Многие защитники интеллектуальной собственности пытаются воспрепятстявовать нелегальному распространению продукции и нарушению авторских прав. И возможно, что в скором времени будет создана такая система защиты, которая сможет как защитить от пиратства, так и не доставлять неудобств обладателям лицензионных копий программ, музыки или видео.
Однако сегодня пока не существует такой защитной системы, и расплачиваться за смекалку пиратов приходится честным покупателям лицензионных дисков. Наиболее разумными для правообладателей в данный момент являются такие шаги как усиление пропаганды приобретения лицензионных дисков, а также пересмотр ценовой политики, которая позволит сделать пиратские копии неконкурентноспособными, а не усложнение антипиратских систем, делающее использование лицензионных продуктов неудобным и зачастую невозможным.