Экономика
21:08, 8 марта 2006

Вторая "Нога" Часть долгов России перед фирмой Noga выкупил некто Коган

Александр Амзин (журналист, независимый медиаконсультант)

Есть старый, но мудрый анекдот, который отлично характеризует особенности работы журналистов.
Армянское радио как-то спросили:
- Правда ли, что товарищ Закорян выиграл в лотерею тысячу рублей?
- Правда. Только не Закорян, а Петросян, не тысячу, а трояк. Не в лотерею, а в преферанс. И не выиграл, а проиграл.

Седьмого марта ситуация с российским долгом швейцарской фирме Noga разворачивалась в точном соответствии с этим анекдотом. Напомним, конфликт Noga с российским правительством длится уже более 10 лет. Швейцарская компания, заключившая с российской стороной договор о поставках продовольствия в обмен на нефть на сумму около полутора миллиардов долларов, вскоре после разрыва контракта потребовала возмещения.

Стокгольмский суд в 1997 году снизил сумму претензий Noga до 23 миллионов долларов, однако Noga не получила от России и этих денег, а с учетом процентов сумма задолженности существенно выросла. Время от времени швейцарская компания продолжает требовать выплат, пытаясь добиться ареста российского имущества за рубежом. Все это старая и известная история.

Новая началась с того, что французское издание Russia Intelligence заявило, будто Владимир Коган, бывший совладелец "Промстройбанка", а ныне замглавы Росстроя, приобрел у швейцарской фирмы Noga долг России. Утверждалось, что в сделке участвовали два французских и один швейцарский банк. При этом банк BNP Paribas продал Когану долги России на 40 миллионов долларов, банк Credit Lyonnais - на 6,8 миллиона долларов, а Banque Cantonal de Geneve - на 20 миллионов долларов.

Вскоре в дело вмешался владелец Noga Нессим Гаон. Он назвал российских переговорщиков по долгам "лжецами" и уточнил, что Коган приобрел у него лишь один процент долгов России. Так, по крайней мере, передало его слова издание "Фонтанка". Кроме того, по словам Гаона, в сделке участвовали три швейцарских банка.

Меньше всего происходящее понравилось госчиновнику Владимиру Когану, который, по его словам, не занимается больше бизнесом. Он предположил, что сделку совершил его однофамилец. Его гипотеза вскоре подтвердилась.

По словам Нессима Гаона, российский долг выкупил Александр Коган, бизнесмен из США и российский эмигрант. Затем, как сообщает РИА Новости, Гаон заявил, что Коган выкупил часть долгов на общую сумму около 70 миллионов долларов. Даже если думать, что эти 70 миллионов долларов Гаон считает частью полуторамиллиардных претензий, то все равно придется признать, что речь идет как минимум о четырех процентах, а не об одном проценте. Кроме того, агентство уточняет, что банки были все те же BNP Paribas, "Лионский кредит" и Banque Cantonal de Geneve.

Коган

Об Александре Когане известно до обидного мало - фактически лишь только то, что он владеет в США компанией IPD. Действительно, нам удалось узнать, что некоему Александру Когану принадлежит компания IPD Sales and Marketing. У этой компании есть интересы в России - ее "дочка" ASATI в конце 2002 года собиралась построить в стране ледовый дворец. Позже, уже в 2005 году, ASATI на деньги международного фонда частных инвестиций (OPIC) решила построить в Обнинске так называемые "надувные" дома.

Полноты ради надо сказать, что это не единственная американская компания под названием IPD, имеющая интересы в России. Так, корпорация IPD Group в начале марта начала попытки отсудить у телеканала Russia Today имя, так как, по словам ее представителей, этот бренд был зарегистрирован ими еще в 1996 году. Имеет ли эта компания отношение к таинственному покупателю, остается неизвестным.

Впрочем, кто бы ни был покупателем долга России, по мнению Нессима Гаона, он собирается заработать на своей доле. Фактически речь идет о том, что у России появилась вторая "Нога"-кредитор. Первая Noga арестовывала счета Центробанка России, парусник "Седов", а также пыталась наложить арест на российские самолеты в Ле Бурже, на залог в 5 миллионов швейцарских франков, внесенный за освобождение из швейцарской тюрьмы Павла Бородина, и на картины из собрания московского музея изобразительных искусств имени Пушкина.

Cтрашно представить, на что может быть способна вторая.

< Назад в рубрику