Слово "блог" уже вошло в толковые словари, блоги становятся самым оперативным источником информации, площадкой для свободы слова и творческого самовыражения, а также поводом для подачи судебных исков и громких скандалов. Избранные блоги публикуют в виде книг, которые расходятся большими тиражами, в мире существуют множество специальных премий за лучшие блоги. Другими словами, блог стал одним из самых ярких современных информационных явлений. 8 марта 2006 года было объявлено, что один из самых популярных блог-сервисов LiveJournal, известный российским пользователям как ЖЖ, меняет политику в отношении рекламы на страницах сайта.
Основатель LiveJournal Брэд Фицпатрик (Brad Fitzpatrick) заявил об изменениях в политике блога по отношению к рекламным баннерам. За 7 лет своего существования LJ не позволял размещать рекламу на страницах блогов. Однако в связи с тем, что поддержка работы серверов ЖЖ требует все больше и больше средств, а доходы от продажи платных аккаунтов и сувенирной продукции не позволяют покрыть все расходы по поддержанию работоспособности сервиса, основатели ЖЖ решили прибегнуть к помощи баннеров. Нововведения вызвали обеспокоенность у ЖЖ-стов по всему миру, в том числе и в русском секторе ЖЖ, который считается одним из самых многочисленных. По количеству пользователей (252740 человек) российский ЖЖ занимает 2 место, уступая только США.
ЖЖ останется бесплатным
Базовые функции сервиса LiveJournal были доступны всем без исключения пользователям сервиса - как обладателям платных, так и бесплатных аккаунтов. Основным отличием платного аккаунта является ряд дополнительных возможностей, предоставляемых пользователю, таких как возможность размещения картинок на серверах LJ, возможность делать голосовые записи в дневнике, увеличенное количество юзерпиков (изображений, являющихся "лицом" пользователя в блоге или форуме).Создатели ЖЖ надеялись, что средства, вырученные от продажи платных аккаунтов, помогут покрыть все расходы на поддержание работы сервиса. Когда стало ясно, что средств от продажи платных аккаунтов недостаточно, LiveJournal стал продавать футболки и сувениры с эмблемами Живого Журнала. Однако и эти действия не смогли исправить ситуацию. В итоге было принято решение создать, помимо платных и бесплатных аккаунтов, третий вид регистрации, который пока не получил названия.
Рекламный аккаунт
Проект находится в стадии доработки, однако уже сейчас можно сообщить ряд подробностей о будущей разновидности аккаунта в ЖЖ.Во-первых, рекламные нововведения не коснутся пользователей платных и бесплатных аккаунтов. Решение о показе рекламы на страницах своих блогов будут принимать сами пользователи.
Во-вторых, пользователям, которые захотят разрешить показ рекламных баннеров на страницах своего дневника, будет предоставлен ряд дополнительных возможностей, наподобие тех, которыми обладают владельцы платных аккаунтов. То есть пользователи, выбравшие новый тип аккаунта, будут считаться платными пользователями, так как будут приносить доходы ЖЖ за счет рекламы.
Создатели ЖЖ считают, что такие нововведения позволят существенно увеличить приток средств, а также сделать доступными большинству дополнительные возможности сервиса. Гибкость новой системы, по замыслу Фицпатрика, может удовлетворить любого пользователя: если вы не можете платить за аккаунт,
но хотите пользоваться дополнительными возможностями - размещайте рекламу, а если вы не хотите видеть никаких баннеров в своем блоге - вы их и не увидите. Помимо этого, пользователи "рекламного" аккаунта смогут сами распоряжаться баннерами по своему усмотрению, начиная с контента и заканчивая расположением рекламных объявлений.
Пользователи большинства популярных блогов, таких как Hi5 или Blogger, уже давно привыкли к рекламным объявлениям, размещенным на страницах блога. И одним из последних блогов, не размещавшим рекламу, был ЖЖ.
Первые слухи о возможности появления рекламы на просторах LiveJournal появились еще в январе 2005 года, когда сервис ЖЖ был приобретен американской компанией SixApart, крупнейшим разработчиком и поставщиком движков для блогов. Многие пользователи ЖЖ были всерьез обеспокоены фактом этой сделки и стали ожидать появления рекламы на страницах ЖЖ.
А что по этому поводу думают пользователи?
Реакция русскоязычных ЖЖ-стов на анонсированные нововведения была крайне неоднозначной. Например, в комментариях к заметке о новшествах, написанной одним из бывших сотрудников ЖЖ Анатолием Воробьем (avva), можно встретить как одобрительные, так и резкие высказывания в адрес затеи Фицпатрика. Так, известный журналист Николай Данилов (Норвежский Лесной) написал, что новая инициатива стала "удивительным по редкости примером того, что все можно сделать по-человечески, если немного подумать". Сам Воробей также считает, что нововведения послужат только на пользу развитию ЖЖ. Однако есть и ряд отрицательных оценок происходящего, большинство из которых написаны в нецензурной форме.
Нет единства и среди сторонников рекламы в обмен на дополнительные возможности в ЖЖ. Ряд пользователей считает, что идеальным вариантом будут текстовые объявления, а не громоздкие графические баннеры. Другие, наоборот, считают, что баннеры являются более предпочтительным вариантом, так как их отображение можно будет отключить с помощью таких программ, как AdBlock.
Вообще, как показывает практика, ЖЖ-сты крайне болезненно относятся к любым изменениям, которые происходят в Живом Журнале. Схожая с нынешней ситуация, когда мнения пользователей сильно разделились, произошла в 2004 году, когда были отменены так называемые "пригласительные коды". Напомним, что в 2001 году создатели ЖЖ решили прибегнуть к практике использования пригласительных кодов для регистрации своего блога в сервисе LiveJournal. Многие стали считать ЖЖ своего рода "элитным клубом по приглашениям", куда не могли попасть чужаки. Этого ощущения "элитности" пользователи ЖЖ лишились тремя годами позже, когда было принято решение об отмене пригласительных кодов с целью популяризации сервиса. Многие ЖЖ-сты активно протестовали против таких изменений в правилах регистрации, опасаясь того, что информационное пространство ЖЖ наводнится хулиганами, злоумышленниками и людьми ограниченных умственных способностей. Однако практика показала, что эти опасения были напрасны, и постепенно протесты сошли на нет. И скорее всего, ЖЖ-сты скоро привыкнут к баннерам, так же как и привыкли в свое время к отмене пригласительных кодов.