Экономика
00:15, 10 марта 2006

Наш человек Покупатель долгов России действует по согласованию с Минфином

Александр Амзин (журналист, независимый медиаконсультант)

История с покупкой российских долгов швейцарской фирме Noga получила неожиданное продолжение, когда покупатель, американский бизнесмен Александр Коган, заявил о том, что сделка проводилась в тесном контакте с Министерством финансов России. Больше российское имущество за рубежом по долгам Noga арестовывать никто не будет.

Одна из компаний Александра Когана, АСАТИ, является подрядчиком "Газпрома" и МЧС и занимается строительством воздухо-опорных сооружений. Параллельно строительству Коган давно занимается урегулированием российских долгов. Он действительно выкупил долг у главы компании Noga, Нессима Гаона, с дисконтом и намерен согласиться на предложение Минфина о реструктуризации долговых обязательств. По словам Гаона, Коган заплатил банкам 68,6 миллиона долларов. Сам Коган оценивает долг России фирме Noga в 85 миллионов долларов.

По словам бизнесмена, сделка по выкупу долга была согласована с Минфином. Сам бизнесмен ранее урегулировал спор по долгу России японскому банку Nomura. На его счету также решение долгового спора российского правительства и Bank of America, возникшего после дефолта в августе 1998 года.

Переговоры об урегулировании конфликта с Noga заняли пять лет. Коган рассказал, что первое предложение о выкупе было отослано Нессиму Гаону еще в 2001 году. Можно предположить, что стороны добились значительного прогресса в переговорах в 2004 году, когда Гаон неожиданно объявил об отзыве своих претензий, но не прекратил попыток ареста зарубежного российского имущества. Это косвенно подтверждается словами Когана о том, что фактически сделка была готова полтора года назад.

Покупка российских долгов имеет огромную важность для Александра Когана - чтобы получить кредит на выкуп, ему пришлось заложить собственный бизнес в России. Свои деньги Коган предполагает вернуть в течение нескольких недель, так как уверен в платежеспособности Минфина и Внешэкономбанка. Принципиальное отличие своего подхода к продаже долга российскому правительству от подхода швейцарской компании он объясняет тем, что реальная сумма долга была в 10 раз меньше заявленной Гаоном (владелец Noga считает, что Россия должна ему миллиард долларов, а Коган претендует не более чем на 80 миллионов).

Действительно, еще в 1997 году Стокгольмский суд постановил, что Россия должна компании Noga около 23 миллионов долларов плюс проценты. Эти долги Коган и выкупил у трех банков, а теперь намерен добиться официального и юридически значимого заявления Гаона о том, что Noga более не имеет претензий к Российской Федерации.

Стабфонд

В последнее время российский долг фирме Noga очень мешал госчиновникам, задумавшим разместить средства Стабфонда в ценных бумагах правительств иностранных государств. В том случае, если бы конфликт с Noga не был урегулирован, швейцарская компания могла бы попытаться арестовать Стабилизационный фонд. Очевидно, что допустить этого было никак нельзя.

Фактически, Минфин может начать вкладывать средства Стабфонда в суверенные долговые обязательства европейских стран уже сейчас - перед завершением сделки юристы Когана попросили Гаона прекратить любые попытки ареста российского имущества. Впрочем, и без того было понятно, что переговоры Noga и России давно зашли в тупик.

России после тринадцати лет споров было не с руки складывать оружие - тогда в будущем Минфин был бы не застрахован от дополнительных претензий старых кредиторов. К тому же Нессим Гаон не хотел реструктурировать задолженность по предложенным Россией правилам Лондонского клуба, когда 30 процентов долга списывается, а часть выплачивается в рассрочку.

Заключение

Напоследок надо сказать, что Нессим Гаон знал о намерении Когана согласиться на условия Минфина. Вполне вероятно, что несгибаемый владелец обанкротившейся в 1996 году фирмы просто устал спорить с Россией. Сам он сказал, что это бессмысленно - Россия слишком большая страна.

Действительно большая, потому что в ней найдется место и для миллионов Когана, которые тот выручит от продажи долга чиновникам. Похоже, эти средства пойдут на строительство "надувных" куполов АСАТИ по всей стране.

Но даже тогда никто не сможет назвать практичного бизнесмена строителем воздушных замков.

< Назад в рубрику