Мир
21:18, 10 марта 2006

Твердыня власти роковой США решили закрыть скандально известную тюрьму "Абу-Граиб"

10 марта пресс-секратерь военного командования США в Ираке Барри Джонсон заявил, что в течение нескольких недель все заключенные "Абу-Граиба" будут переведены на американскую базу "Кэмп Кроппер", после чего комплекс будет передан иракским властям, которые едва ли будут использовать его как тюрьму. Так заканчивается история тюрьмы, из-за которой разразился один из самых громких мировых скандалов последнего времени.

Тюремный комплекс "Абу-Граиб", расположенный в одноименном пригороде Багдада, был построен еще в правление Саддама Хуссейна. Когда в Ирак пришли американцы, "Абу-Граиб" стал одной из тюрем, которые напрямую контролировались американским командованием, наряду с "Кэмп Букка" и "Кэмп Кроппер". Довольно быстро американцы обнаружили, что Ирак буквально наводнен всевозможными международными террористами, которых непременно нужно изолировать от общества, и столкнулись с нехваткой места в тюрьмах. Тогда они стали расширять тюремное "хозяйство". В "Абу-Граибе" появился новый корпус на 400 человек. Кроме того, была построена еще одна тюрьма, "Форт Сьюс".

Весь мир узнал о существовании тюрьмы "Абу-Граиб" в апреле 2004 года, когда телеканал CBS впервые сообщил о том, что в этой тюрьме американские солдаты пытают заключенных.

Американцев подвело то, что они любят фотографироваться. Солдаты старались запечатлеть себя в процессе исполнения своего долга. Но когда некоторые из сделанных ими снимков попали в руки журналистов, разразился грандиозный скандал. Часть фотографий показал американский телеканал CBS, еще некоторые напечатала британская газета Daily Mirror. Еще чуть позже канал CNN взял интервью у одного из бывших заключенных "Абу-Граиба", который описал творившиеся там зверства.

Американские военные первым делом стали оспаривать подлинность фотографий. Журналистам удалось доказать свою правоту. Тогда в эфире телеканала ABC появился глава Объединенного комитета начальников штабов Ричард Майерс, который стал уверять, что "Абу-Граиб" - это не правило, а исключение. Дескать, злоупотребления на местах, виновные будут найдены и примерно наказаны.

Заключенных "Абу-Граиба" обливали холодной водой, избивали швабрами и стульями, привязывали к электропроводам, заставляли изображать оральный половой акт и травили собаками. AFP
Lenta.ru

Уже 2 мая проблему обсуждали президент Джордж Буш и глава военного ведомства Доналд Рамсфелд. Оба выражали возмущение тем фактом, что какие-то садисты порочат репутацию американской армии. Разумеется, никакой речи быть не может о том, что это явление имеет хоть сколько-нибудь систематический характер.

Но менее двух недель спустя в журнале New Yorker появилась статья под названием "Серая зона", принадлежащая перу знаменитого журналиста Сеймура Херша, прославившегося еще во времена Вьетнамской войны расследованием резни в Ми-Лае. Херш изучил доклад о ситуации в иракских тюрьмах, подготовленный для Пентагона генералом Антонио Тагубой, и пришел к выводу, что произошедшее в "Абу-Граибе" - это часть масштабного продуманного плана по выявлению террористов и пресечению их деятельности.

Теперь весь мир заговорил уже не о том, что в американской армии служат садисты и психопаты, а о том, что американские спецслужбы приказывают солдатам пытать заключенных. Херш писал, что подобные вещи происходят не только в "Абу-Граибе". Припомнились старые и появились новые сообщения о негуманном обращении с заключенными на базе Гуантанамо на Кубе, где также содержатся подозреваемые в терроризме.

Правоверные мусульмане не обнажают тело даже в присутствии членов своей семьи, и прилюдное обнажение, тем более перед женщиной, для них уже изощренная пытка. А тюремщица Линди Ингланд за свои "подвиги" в борьбе с терроризмом получила три года тюрьмы. ТК "
Lenta.ru

Солдаты, представшие перед судом за издевательства над заключенными, стали заявлять, что действовали не по собственной инициативе, а исполняли приказы начальства. Наибольший тюремный срок - 10 лет - получил капрал Чарльз Грейнер (приговор был оглашен 16 января 2005 года). До него меньшие сроки получили еще четыре человека. Уже на следующий день после приговора Грейнеру Пентагон пообещал привлечь к ответственности еще 20 военнослужащих. Но люди в высоких чинах по-прежнему появлялись на процессах только в качестве свидетелей и твердо заявляли, что никаких приказов пытать заключенных никому не отдавали. В итоге за все ответили низшие чины.

Весной 2005 года перед судом предстала Линди Ингланд, сослуживица и любовница Грейнера. То, что на фотографиях, запечатлевших издевательства на заключенными, фигурировала женщина, делало их особенно отвратительными в глазах общественности. Адвокат Джонатан Крисп заявил, что его подзащитная была "умственно неадекватна" и неверно трактовала приказы начальства (тем самым и Крисп пытался переложить часть ответственности на начальство, отдающее приказы, допускающие какую-то подобную трактовку, - разумеется, у него тоже ничего не вышло). Линию защиты Крисп строил еще и на том, что Ингланд, будучи влюбленной в Грейнера, который наиболее активно издевался над заключенными, участвовала в преступлении и позировала при этом перед фотокамерой, желая сделать ему приятное. Осенью 2005 года Ингланд была приговорена к трем годам тюрьмы.

Правозащитники из Human Rights Watch заговорили о том, что США под лозунгами борьбы с терроризмом и защиты демократии допускают чудовищные нарушения прав человека (позже эти выводы были повторены в докладе о ситуации с правами человека в мире). Звучали требования признать заключенных "Абу-Граиба" и Гуантанамо военнопленными, но американские власти отказывались: содержащиеся там люди обвиняются в терроризме, то есть в уголовном преступлении, и захвачены были в ходе не войны, а контртеррористической операции.

"Фотоснимки из тюрем Багдада - это символ разрушительного унижения, которому подвергает себя мировое могущество, в данном случае американцы, и эти снимки стали электрошоком стыда и грязной совести. Cамое худшее состоит в том, что речь здесь идет о пародии
Lenta.ru

Идея о некой тайной программе борьбы с терроризмом, предусматривающей применение пыток к заключенным, будоражила умы любителей конспирологии. Все происходящее стало еще больше напоминать некий всемирный заговор, когда 2 ноября 2005 года появилась информация о существовании целой засекреченной сети тюрем, в которых содержатся подозреваемые в терроризме. Эти нелегальные тюрьмы, по утверждению журналистов Washington Post и правозащитников из Human Rights Watch, располагались в ряде ближневосточных, африканских и европейских стран. В них ЦРУ, с согласия правительств этих стран, содержало подозреваемых в причастности к террористической деятельности. Поскольку тюрьмы были тайными, о защите прав заключенных в них говорить не приходится.

Перед лицом неоспоримых доказательств американские власти вынуждены были сознаться и в этом. Либеральная оппозиция была возмущена до предела. Конгресс стал обсуждать необходимость принятия закона, запрещающего жестокое и унизительное обращение с заключенными. Поведение администрации в этой ситуации выглядело и вовсе странным. И
президент Джордж Буш, и вице-президент Дик Чейни в один голос заявляли, что привержены правовым и гуманистическим ценностям, уверяли, что применение пыток в этих тюрьмах не санкционировано свыше и является следствием чрезмерного служебного рвения и превратно понятого долга. Но при этом Буш грозился наложить на закон вето, если Конгресс его примет, а Чейни говорил, что закон сам по себе, может, и неплох, но под его действия не должно подпадать ЦРУ. Вице-президент объяснил это следующим образом: если для получения от подозреваемого информации о готовящемся теракте необходимо применить к нему "профессиональные меры допроса", то такое нарушение прав человека лучше, чем множество жертв как результат чрезмерного гуманизма.

Американское командование заявляет, что закрытие "Абу-Граиба" никак не связано с тем мрачновато-скандальным ореолом, который окружает эту тюрьму. 8 марта американская армия передала контроль над значительной частью Багдада иракским силам безопасности, и передача иракцам "Абу-Граиба" выглядит вполне логично в контексте постепенного перехода власти избранным национальным властям. Пресс-секратерь командования США в Ираке Барри Джонсон, сообщая о закрытии "Абу-Граиба" и переводе заключенных в тюрьму "Кэмп Коппер", заметил, что американцы не ставят иракцам никаких условий относительно дальнейшей эксплуатации комплекса, но он не думает, что "Абу-Граиб" и дальше будет использоваться как тюрьма.

Потому что это уже не просто тюрьма - это символ. Для Ирака - это символ американского военного присутствия. А для американской армии - несмываемое пятно позора.

Иван Грушин

< Назад в рубрику