Наука и техника
10:11, 14 марта 2006

Обмен подарками Алжир избавит Россию от оружия в обмен на списание долгов

Александр Амзин (журналист, независимый медиаконсультант)

Россия и Алжир в марте обменялись подарками. Россия подарила Алжиру финансовую свободу, списав все долги, общая сумма которых превышала 4,7 миллиарда долларов. В ответ Алжир пообещал закупить в России на ту же или большую сумму промышленную продукцию. Соответствующее соглашение чиновникам удалось подписать во время визита в страну президента России.

Под промышленной продукцией в соглашении понимается в основном российское оружие. С начала 2006 года Алжир подписал несколько контрактов на поставку вооружений, их общая сумма, по словам главы "Рособоронэкспорта" Сергея Чемезова, составляет 7,5 миллиардов долларов. Своей очереди ждут контракты еще на два-три миллиарда долларов. Ранее африканская страна отказывалась закупать вооружение в России без списания долга.

Интересно, что Алжир, не желавший платить по долгам наследникам Советского Союза, с удовольствием платит гораздо большие деньги за поставляемое оружие. При этом, как говорит Чемезов, 90 процентов контрактов заключены на поставки новой техники и лишь 10 процентов направлены на модернизацию и ремонт.

Оружие

Точный перечень того, что заказали алжирские военные, не разглашается. Однако известно, что Россия намеревалась поставить в Алжир 16 учебно-боевых самолетов Як-130. Кроме того, Алжир получит 36 многофункциональных истребителей МиГ-29СМТ плюс опцион на покупку еще 20 машин. Эти истребители, поставлявшиеся ранее только в Йемен, обойдутся властям африканской страны в 1,6 миллиарда долларов. Кроме того, в Алжир могут быть поставлены 28 истребителей Су-30 на общую сумму в 1,2 миллиарда долларов.

Впрочем, Алжир закупит в России не только самолеты. Власти страны также заинтересованы в приобретении восьми дивизионов зенитных ракетных систем С-300ПМУ2 "Фаворит" и покупке партии танков Т-90С. Вместе стоимость этого заказа превысит миллиард долларов. В прессе также появлялись сообщения о поставках около 30 зенитных ракетно-пушечных комплексов "Тунгуска-М1".

Если к этому добавить контракт на модернизацию алжирских Т-72, двух подводных лодок класса "Варшавянка" и двух корветов, то сумма контрактов действительно составит как минимум сумму долга.

Нефть и газ

Впрочем, Россию Алжир интересует не только как обширный рынок сбыта оружия. Страна, восстанавливающаяся после кровавой гражданской войны, в настоящий момент активно развивает нефтяной сектор экономики. Алжир располагает разведанными запасами газа почти в 5 триллионов кубометров, что делает страну седьмой по величине запасов газа в мире. Объем запасов алжирской нефти превышает 13 миллиардов баррелей (14 место в мире). В конце 2003 года нефтяные позиции Алжира еще больше упрочились благодаря обнаружению новых месторождений.

Средства от реализации нефти составляют 60 процентов доходов бюджета, 30 процентов ВВП и 95 процентов экспортных доходов. В 2003 году British Petroleum удалось образовать совместное предприятие с нефтяной госкомпанией Sonatrach. Теперь Алжир ежедневно поставляет по 14 миллионов кубометров газа в Великобританию. Великобритания законтрактовала поставку 3,3 миллиона тонн сжиженного алжирского газа на 20 лет вперед.

Газ Алжир поставляет не только в Великобританию. Трубопроводы прокачивают алжирское голубое топливо в Италию, Испанию, Португалию, Тунис и Словению. В сжиженном виде газ получают Франция, США, Турция, Бельгия и даже Южная Корея (последняя импортирует газ исключительно в сжиженном состоянии).

Неудивительно, что "Газпром" давно присматривался к алжирскому нефтегазовому рынку. Подписание соглашений президентами двух стран, очевидно, смягчило инвестиционный климат - главе российского газового концерна Алексею Миллеру 13 марта удалось договориться с своим коллегой из Sonatrach о скором подписании меморандума о взаимопонимании.

Правда, российские и алжирские нефтяники и газовики окончательно подружатся в том случае, если "Газпрому" удастся выиграть тендеры на разведку и разработку месторождений, а также модернизацию нефтегазовой инфраструктуры. В первую очередь речь идет, вероятно, о мощностях по производству и транспортировке сжиженного природного газа. В последнее время "Газпром" все чаще обращает внимание на рынок СПГ, где он пока является новичком.

В случае, если Алжир пустит "Газпром" на свой рынок, Миллер окажется на шаг ближе к осуществлению идеи южноевропейского газового кольца, которое из Турции и стран Северной Африки могло бы поставлять газ в Италию и на Балканы. Кроме того, алжирский СПГ - один из альтернативных источников газа для европейских потребителей. Последние давно желают сократить зависимость от российского газа, законтрактовав дополнительные объемы голубого топлива в Северной Африке и Норвегии.

Свою долю взаимности получила и нефтяная компания "Русснефть", возглавляемая Михаилом Гуцериевым. Последний создал алжиро-российский деловой совет, который будет действовать под патронатом торгово-промышленных палат двух стран. Считается, что "Русснефть" совместно с алжирцами будет рассматривать в деловом совете конкретные инвестиционные проекта и "расширять информационную базу", что бы это ни означало на практике.

Такие разные страны

Несмотря на успехи российской делегации, надо сказать, что наши отношения с Алжиром ни в коем случае нельзя назвать простыми. Африканская страна явно ориентируется на Европу. Она подписала соглашения с Европейской Ассоциацией Свободной Торговли, вошла в ВТО и пустила на свой нефтегазовый рынок европейские и американские компании.

Не радужными при ближайшем рассмотрении оказываются и перспективы договора о поставках оружия, так как документ о списании долгов пришлось принять отнюдь не в российской редакции. Как пишет "Независимая газета", в тексте договора нет четко прописанного обязательства Алжира в обмен на списание долгов непременно закупить "промпродукцию". А это значит, что продажа росийского оружия в Африку в любой момент может сорваться.

У бизнеса дела тоже складываются ни шатко ни валко. Подписание всех договоренностей и меморандумов отложено на апрель, причем алжирцы вновь не берут на себя никаких обязательств, а российские компании не получают никаких преимуществ перед конкурентами на алжирском рынке.

Конечно, Россия и Алжир - слишком разные страны с огромным числом не решенных вопросов. И один из них вот какой: неужели все эти высокоэффективные МиГи пригодятся Алжиру в переговорах о нефтедобыче?

< Назад в рубрику