Мир
22:19, 14 марта 2006

Студенческая революция во Франции Закон "О первом трудовом контракте" вывел на улицы миллион человек

Ровно неделю продолжается противостояние французских профсоюзов и студентов на улицах городов и в зданиях учебных заведений с правительством Доминика де Вильпена. Новый закон "О первом трудовом контракте" поставил под угрозу политическую и социальную стабильность в Пятой республике. Он вводит дискриминационные правила в отношении молодых работников и позволяет увольнять их без объяснения причин. Полиция уже взяла штурмом два старейших университета Франции - Сорбонну и Коллеж де Франс. По данным Министерства образования республики, из 84 университетов страны "бунтарским настроением" охвачены 11 вузов - они остаются блокированными студентами, в 26 учебный процесс затруднен митингующими. Профсоюз студентов в свою очередь отмечает, что в целом во Франции бастуют 50 университетов. В акции принимают участие до миллиона человек.

Движение революционных масс

К массовым акциям протеста против изменений в трудовом законодательстве впервые призвали ведущие профсоюзные объединения Франции. Произошло это еще седьмого марта, когда по всей стране прошли почти 150 манифестаций, в которых приняли участие от 400 тысяч до миллиона человек. Это событие оказалось практически вне поля зрения мировых средств массовой информации. И только спустя сутки, когда в Сорбонну проникла группа студентов в 20-30 человек и забаррикадировалась в одной из аудиторий, стала очевидна серьезность намерений протестующих.

В четверг, девятого февраля, закон "О первом трудовом контракте" был одобрен парламентом. К этому времени студенчество Франции втянулось в протестное движение почти в полном составе. Первый звонок, символически напомнивший о волнениях студентов и профсоюзов 1968 года, прозвучал для правительства Доминика де Вильпена именно в этот день. Несколько сот студентов из университетов Парижа собрались около Триумфальной арки на площади Шарля де Голля, скандируя лозунги за отставку правительства и отмену закона. Молодежь сразу же разошлась, когда на место акции были стянуты усиленные подразделения полиции. Столкновений удалось на время избежать.

Еще через сутки в Сорбонне, которая стала символом забастовочного движения студенчества, находилось уже более 300 человек. Они создали свой комитет забастовщиков и приняли решение не покидать здание, пока дискриминационный закон не будет отменен. Ближе к ночи все входы и выходы из здания были забаррикадированы. В этот день произошел довольно курьезный случай. Один из депутатов-социалистов, который пришел к студентам с предложением о поддержке, был изгнан. Демонстранты решили, что не будут использовать свою акцию протеста в чьих-то политических целях. И это несмотря на то, что все студенчество Франции принято относить к приверженцам левых взглядов.

К тому времени 45 университетов уже участвовали в акции протеста, хотя министр образования Франции Жиль де Робьен всячески это отрицал, не желая слушать даже открытые обращения ректоров университетов в Нантере, Тулузе и Нанте, также призывавших отозвать закон о труде.

Полицейская операция в Сорбонне началась 11 марта ранним утром. Судя по всему, приказ силовым структурам о начале штурма баррикад и зачистке здания от митингующих поступил из правительства. Мэр Парижа довольно категорично заметил, что данное распоряжение на "эвакуацию" людей из Сорбонны, которое было отдано силовикам, только подтверждает неспособность правительства услышать молодежь страны. Министр образования Жиль де Робьен, напротив, поддержал операцию спецназа, заявив, что "когда происходят подобные одиозные действия, вмешательство является вполне нормальным". Он также обвинил студентов в порче национального достояния, которое накапливалось на протяжении столетий в стенах университета.

Премьер-министр Франции Доминик де Вильпен был инициатором принятия нового закона о труде. Фото AFP
Lenta.ru

Кстати, следует сказать, что именно ректора Сорбонны Мориса Кене многие обвиняют в отдаче приказа полиции идти на штурм, так как это входит в его компетенцию. Хотя в данном случае решение, скорее всего, должен был принимать вышестоящий орган, курирующий университеты Франции, а именно ректорат Парижской академии.

Но, так или иначе, штурм проходил по жесткому сценарию. Появились пострадавшие, их было немного, но этот факт поставил крест на "бархатном" характере нынешней французской "революции" и показал серьезность намерений властей Франции. По словам самих студентов, бутылки и стулья, которые полетели в полицию, стали бросать анархисты. Полицейский спецназ в ответ применил дубинки и слезоточивый газ. Оценки действий полиции со стороны манифестантов были противоречивыми. Часть студентов действительно не оказывала сопротивления, они дали себя вывести на улицу Сен-Жак. Другие же, закрывшись на верхних этажах здания, бросали в полицию огнетушители и стулья.

Несмотря на выкрики демонстрантов о мирном сопротивлении, на ближайших к Сорбонне бульваре Сен-Мишель и улице Вожирар из металлических барьеров спешно возводились три баррикады. Последние демонстранты были выбиты из них жандармами к шести часам утра. Отступая от последнего укрытия, студенты по пути разгромили кафе "Макдональдс" и попытались спрятаться в близлежащих домах, но были задержаны полицией. Большая же часть демонстрантов смогла беспрепятственно спуститься в метро и разъехаться по домам.

По различным подсчетам, легкие травмы получили два студента и один фотограф. Пострадали также 11 полицейских. Силами правопорядка задержаны 36 человек.

13 марта полностью блокированными студентами оставались 11 университетов, в 26 других занятия шли с перебоями. В числе "захваченных" протестующими вузов - университеты Гавра, Гренобля, Ларошели и Монпелье и ряда других городов, а также университет Париж-Х в столичном пригороде Нантер. Сорбонна была закрыта, так как здание приводят в порядок после студенческих акций, поэтому занятия в ней возобновятся, возможно, только на будущей неделе, если студенческие волнения успокоятся.

На генеральной ассамблее студентов Франции, состоявшейся в университете города Пуатье, в которой приняли участие более 300 делегатов из каждого второго вуза страны, было решено провести акцию протеста 14 марта, а через два дня - общенациональную забастовку студентов. Они также призвали французские вузы к блокаде учебных помещений и аудиторий.

14 числа группа студентов откликнулась на призыв и попыталась захватить здание столичного Коллеж де Франс, расположенное напротив Сорбонны. Часть манифестантов прошла на задний двор учреждения, но встретила отпор полиции, которая применила гранаты со слезоточивым газом и дубинки. Другая группа студентов остановилась около металлических барьеров, установленных на подступах к комплексу университетских зданий после событий минувшей субботы. Однако около 50 человек проникли в Коллеж де Франс. Позднее они подчинились требованию полиции и покинули здание, не оказав серьезного противодействия спецназу.

Хотели как лучше

Правительство премьер-министра Доминика де Вильпена, очевидно, не рассчитывало на такую реакцию со стороны студентов и профсоюзов. По мысли чиновников, новый закон должен был побороть высокую безработицу в стране среди молодых граждан Франции (около 25 лет), которая составляет в настоящее время от 23 до 40 процентов.

Сорбонна. Фото с сайта holidaym.ru
Lenta.ru

Закон о "первом трудовом контракте" для молодежи входит в пакет "Экстренного плана по борьбе с безработицей" и касается, в основном, небольших компаний на территории Франции. С одной стороны, он должен был сделать более привлекательным труд молодых работников для предпринимателей. Но одновременно с этим были введены довольно жесткие условия для самих наемных служащих. По новому контракту работодатель может без объяснения причин уволить работника, возраст которого не превышает 26 лет. Министры надеялись, что это поможет повысить энтузиазм молодежи и желание держаться на рабочем месте. Однако в профсоюзах считают, что теперь молодые люди стали бесправными и незащищенными, так как они не смогут получить кредит или взять в наем жилье. Отсутствие гарантий постоянного заработка закроет перед молодежью двери банков и съемных квартир.

Однако же следует отметить, что в соответствии с общей концепций трудового законодательства, количество занятой молодежи должно увеличиться. По новому закону любая фирма, в штате которой числится 20 человек, в обязательном порядке ежегодно должна принимать одного работника в возрасте моложе 25 лет. Соответственно, данная квота возрастает пропорционально количеству сотрудников компании. А в случае невыполнения "молодежной квоты" предприниматели будут платить дополнительный налог. Также в новом законе предусмотрены денежные поощрения к уже имеющемуся пособию по безработице. Но, по мнению студентов, работодатели будут просто ежегодно нанимать их и так же быстро увольнять.

Желая снизить напряженность, Доминик де Вильпен выступил 13 марта и пообещал, что в новый вид трудового договора, который получил несколько названий - "контракт первого найма" или "молодежный контракт", внесут несколько изменений. В частности, он упомянул о трех дополнительных гарантиях для молодых работников. Во-первых, это предоставление персонального референта, который будет опекать сотрудника в течение первых двух лет. Также, в случае увольнения, работник сможет получать не только пособие по безработице, но и деньги для прохождения профессиональной переподготовки. И последней гарантией стало утверждение де Вильпена, что условия данного договора будут пересматриваться каждые полгода с участием работодателей, профсоюзов и самих работников.

Премьер-министр вынужденно пошел на уступки, но отменять закон не стал, так как посчитал, что легитимность его закреплена парламентским большинством. Рейтинг главы правительства уже снизился на 7-8 пунктов, ведь как инициатор принятия трудового закона весь удар общественного порицания он принял на себя. Хотя очевидно, что с помощью этого законом Доминик де Вильпен хотел заручиться поддержкой молодежи перед президентскими выборами 2007 года, на которых он собирался выдвинуть свою кандидатуру. Его главный конкурент на этот пост, глава министерства внутренних дел Николя Саркози, находился в разгар студенческих выступлений в командировке за границей и вынужден был сократить ее, правда, всё равно избежав своего прямого участия в подавлении волнений. Президент Франции Жак Ширак, судя по сообщениям прессы, вообще не принимал активного участия в нормализации ситуации, а удар приняли парламент и министры.

Ширака давно относят к президентам, которых в политическом лексиконе именуют "хромающей уткой", то есть к таким, кто уже вряд ли вновь займет президентское кресло. Тем более что нынешнему президенту Франции в этом году исполнится 74 года. Николя Саркози, который ранее занимал пост министра экономики и финансов, сейчас одновременно с министерством руководит правящей партией "Объединение в поддержку республики". В ноябре минувшего года, когда во Франции вспыхнули беспорядки с участием арабских подростков, после жестких заявлений и действий в отношении погромщиков стал самым популярным политиком в стране. Очевидно, что и сейчас ему удастся сохранить положительный образ в глазах потенциальный избирателей.

Руслан Кадрматов

< Назад в рубрику