Наука и техника
14:31, 16 марта 2006

Хроника пикирующего авиапредприятия Международный консорциум по разработке истребителя пятого поколения разваливается на части

Проблемы с реализацией одного из самых амбициозных проектов Пентагона - ударного истребителя пятого поколения F-35 Joint Strike Fighter, которые начались еще в прошлом году, с началом нынешнего стали нарастать, как снежный ком, катящийся под гору. В конечном счете первопричиной неудач с реализацией этого проекта можно смело считать войну в Ираке. Именно она спровоцировала настоящий кризис финансирования военных программ Министерства обороны США.

Под сокращение попали многие проекты, среди которых F-35 оказался отнюдь не на первом месте. Сокращение военных программ всегда достаточно болезненно воспринимается американскими военными, для которых первосортное оружие - дело принципа. Однако в этом случае речь идет не столько о потере боеспособности ВВС США, сколько о провале выгодного международного коммерческого предприятия.

Joint Strike Fighter - это не просто самолет. Это очередная попытка создать "общезападное" оружие, которое вберет в себя все лучшее, что создали ученые и инженеры из стран союзниц США. Этот самолет представляет собой истребитель пятого поколения, которому свойственны малозаметность, многофункциональность, а также некоторые другие качества. Этот самолет предполагалось поставлять всем традиционным получателям американской авиационной техники. В Европе многие страны уже начали готовиться распродавать свои американские авиапарки, состоящие, в основном, из F-16.

Концептуально F-35 должен дополнять другой американский истребитель пятого поколения - F-22 Raptor. Эта машина, оснащенная, в отличие от JSF, двумя двигателями, предназначается в большей степени для воздушных боев. F-35, как следует из названия, был задуман как ударный самолет, или истребитель-бомбардировщик. Проект предусматривает три модификации - базовую для ВВС(CTOL), ВМС (CV) и морской пехоты (STOVL).

Палубная версия отличается большей прочностью, чтобы выдерживать перегрузки при посадке на авианосец, модификация для морской пехоты будет оснащаться силовой установкой для вертикального взлета и посадки. Все варианты машины унифицированы между собой на 70-90 процентов, а также используют технологии, разработанные для "Раптора".

В настоящее время программа вышла на финишную прямую. В конце февраля компания Lockheed Martin выкатила первый образец истребителя. До сих пор испытания самолета проводились при помощи его прототипов.

Семейство самолетов F-35. Иллюстрация с сайта Defenseindustrydaily.com. Кликните для увеличения
Lenta.ru

Первый полет JSF совершит осенью 2006 года. В течение года на самолете сначала проверят топливную систему и двигатели. Затем будут проведены тесты на вибрацию и совместимость с другими системами. Все эти испытания будут проведены на земле.

Изначально дизайн самолета разрабатывали американцы - в 1996 году за дело взялись фирмы Boeing и Lockheed Martin. В конце концов LM победил. В 2001 году корпорация выиграла конкурс. Впоследствии сформировалась международная группа, которая занялась строительством самолета. По данным на момент написания материала (необходимая оговорка), в консорциум, кроме США, входят Великобритания, Италия, Нидерланды, Турция, Канада, Австралия, Норвегия и Дания.

Отношения внутри консорциума достаточно запутанные и сложные. Существуют две формы участия - простое финансирование и разработка технологий для этого самолета. Изначально принцип участия в этом проекте предусматривал конкурсную основу - кто окажется более полезным, тот и сможет строить самолет будущего. Финансы не могли гарантировать участие инженеров из той или иной страны в проекте.

Это достаточно тонкий вопрос - страна, которая вложит в проект не только деньги, но и технологии, получит гораздо большую гарантию своего участия в строительстве истребителя в будущем. Не все страны участвуют в создании F-35 и не все те, кто предоставляет технологии для этого самолета, изъявили желание принять его на вооружение в будущем. Среди последних, в частности, Бельгия.

Между тем столь прекрасный принцип свободной конкуренции стал, похоже, ахиллесовой пятой проекта. Дело в том, что американцы, декларируя равенство всех в рамках общего дела, на деле стараются лоббировать в рамках программы JSF собственных производителей. Главной жертвой такой политики стала Великобритания - не только ближайший военный и политический союзник США, но также и своего рода форпост Вашингтона в Европе. Американцы отказались передавать британцам компьютерные программы, имеющие отношение к истребителю.

Современный самолет постоянно управляется бортовым компьютером. Даже когда самолет летит в режиме ручного управления, пилот лишь отдает команды вычислительному центру, который, в свою очередь, передает их системе управления компонентами машины. Американцы держат всю информацию, которая касается компьютерных систем, в секрете.

То есть фактически каждый самолет, который будет поступать на вооружение другого государства, будет управляться системой, полностью закрытой для техников этой страны. Как иронично заметил представитель

F-22A. Фото с сайта Usu.edu
Lenta.ru

австралийских ВВС, в F-35 "вы можете самостоятельно только послать сигнал SOS - все остальное подконтрольно американцам".

Вопрос о передаче программного обеспечения Великобритании поднимался еще в июле 2005 года. А в марте 2006 Лондон поставил Вашингтону ультиматум - либо американцы передают все данные британцам, либо страна выходит из проекта JSF. При этом Лондон требует, чтобы его отношения с Вашингтоном были отражены в официальном соглашении.

Британцы дали понять, что угрозы выйти из проекта - это не шутка. Королевство намеревается закупать F-35 для оснащения ими двух новейших авианосцев, которые оно строит вместе с Францией. По словам представителей министерства обороны, у них существует некий "план Б" который призван спасти проект, если страна откажется от JSF.

Детали этого плана не уточняются, хотя военные эксперты утверждают, что речь идет о возможности закупки истребителей в Европе. Ими могут оказаться французский Rafale или европейский Eurofighter - прямой конкурент F-35, который разрабатывает консорциум из нескольких стран Евросоюза.

Возможно, резкий шаг, на который пошла Великобритания, объясняется тем, что ранее проект JSF претерпел другое сокращение, которое больно ударило по британской военной индустрии. Речь идет все о тех же технологиях. В январе стало известно, что Пентагон собирается разорвать контракт с британской корпорацией Rolls-Royce на разработку двигателя для F-35, которая выиграла конкурс вместе американскими конкурентами из Pratt&Whitney.

Причиной отказа стала масштабная кампания по сокращению расходов на оборону, которую Пентагон развернул в последние месяцы. Pratt&Whitney получил контракт на разработку двигателя в 2001 году.

Eurofighter. Иллюстрация с сайта Defenseindustrydaily.com
Lenta.ru

Его стоимость составила 4,8 миллиарда долларов. Однако в августе 2005 года Пентагон выбрал для американской корпорации второго производителя двигателей. Контракт Rolls-Royce стоил 2,47 миллиарда долларов.

Это было сделано для уменьшения стоимости силовой установки. По подсчетам экономистов, за 30 лет службы F-35 на новые двигатели будет потрачено около 100 миллиардов долларов. Военные чиновники решили, что в результате конкурентной борьбы двух компаний цена на силовые установки значительно снизится.

Это решение США основывается не на внешней политике, а на экономике - у военного ведомства нет денег на оплату разработок двух моторов. Даже с учетом того, что на сторону Rolls-Royce встал Конгресс США изменить его будет непросто. С компьютерными программами все проще. У США есть выбор - либо раскрыть секреты управления истребителем, либо распрощаться с самым перспективным партнером. Правда, ни тот, ни другой вариант Пентагон не устраивает.

Еще одна страна, которая также фактически поставила ультиматум США, это Норвегия. Скандинавская страна требует, чтобы Америка разместила заказы на создание и строительство компонентов JSF на ее предприятиях. Об этом заявил государственный секретарь (первый заместитель министра) Министерства обороны Норвегии во время посещения конструкторского бюро Lockheed Martin в США.

По словам военного чиновника, Норвегия откажется от участия в программе, если корпорация не начнет более тесно сотрудничать с норвежским военным ведомством до следующей выплаты в рамках проекта. Окончательное решение норвежцы обещают принять в конце апреля.

Согласно норвежскому ультиматуму, в течение двух месяцев американцы должны заключить или объявить о намерении заключить какие-либо контракты, либо как-либо еще улучшить сотрудничество с Норвегией. Норвегия подписала меморандум о сотрудничестве с Lockheed Martin 20 июня 2002 года. Финансовое участие страны в проекте составляет 125 миллионов долларов.

При этом норвежцы также разрабатывают свой "план б", который предусматривает закупки истребителей в Швеции. Норвегия ведет переговоры с

Шведский истребитель Gripen. Фото с сайта Defenseindustrydaily.com
Lenta.ru

компанией Gripen, которая рассчитывает на то, что Норвегия купит у нее перспективный истребитель JAS-39. Год назад делегация Lockheed Martin посетила Осло и пообещала парламентскому комитету по обороне улучшить сотрудничество. Тогда переговоры с Gripen были отложены на неопределенный срок.

Наконец, тревожный сигнал для США поступил из Австралии. 15 марта стало известно, что австралийцы, которые участвуют в создании F-35, неожиданно усомнились в его боеспособности. Об этом заявил ни много ни мало министр обороны страны. По словам Брендана Нельсона, недавно Пентагон снизил класс будущего самолета с "чрезвычайно малозаметного" до "очень малозаметного".

Это снижение на первый взгляд не сильно изменит общую заметность самолета - "эффективная площадь" отражающей поверхности истребителя, которая ранее соответствовала шарику для пинг-понга, теперь будет равняться школьному глобусу. Однако то, что в ходе разработки самолета появляются подобные сюрпризы, встревожило австралийцев.

В частности, по мнению военного аналитика, члена парламента Денниса Дженсена, F-35 будет не более боеспособным, чем российские истребители "Сухого", которые стоят на вооружении Китая. Тем не менее, по словам министра, хоть он и относится к этим изменениям "очень серьезно", это не повлияет на решение его страны взять эти истребители на вооружение.

Австралия собирается потратить на международную программу Joint Strike Fighter 11 миллиардов долларов США. Всего национальные ВВС получат около 100 таких машин, которые сменят стоящие на вооружении американские бомбардировщики F-111 и истребители F/A-18.

В ходе разработки самолета выявлялись и другие недостатки. В самом начале выяснилось, что его вес не позволит стартовать с палубы британских авианосцев. Теперь, по данным Strategy Page, проблемы со взлетом возникли у другой модификации - для морской пехоты.

Во время испытаний прототипов модификации F-35b с вертикальным взлетом и посадкой выяснилось, что горячий воздух из сопел истребителя, которые во время вертикального взлета направлены вниз, прожигают плиты алюминиевого настила взлетно-посадочной полосы. При этом палубе авианосца, с которых также будут действовать F-35b, горячий воздух навредить не может - она покрыта специальным жаропрочным покрытием, которое нельзя повредить.

Однако если эти технические проблемы в принципе можно решить, то как быть с политическими и экономическими, непонятно. Параллельно F-35 в Европе развивается проект Eurofighter, Россия также в ближайшие годы обещает создать свой истребитель пятого поколения (перед "Сухим", кстати, также возник вопрос использования иностранных технологий).

Отказаться от F-35 американцы не смогут - этот самолет концептуально привязан к проекту F-22. Поэтому перед Пентагоном в будущем может встать вопрос - либо делиться с другими секретами, либо продолжать развивать дорогостоящий проект в одиночку.

Павел Аксенов

< Назад в рубрику