Бывший СССР
20:56, 16 марта 2006

Заговор отморозков Белорусские чекисты едва успевают срывать планы противников Лукашенко

Петр Бологов

Чем глубже в лес, тем толще волки, утверждает народная поговорка. Если поначалу правоохранительные органы Белоруссии довольно обтекаемо заявляли о намерении неких иностранных недругов расшатать обстановку в стране и подорвать доверие народа к Александру Лукашенко, то теперь, по мере приближения президентских выборов, речь идет уже о тщательно спланированном государственном перевороте, корни которого уходят в Литву, Украину и Грузию. Именно на Кавказе, убежден официальный Минск, недруги Батьки устроили свою штаб-квартиру.

Заговор против короны

За три дня до голосования, на которое, судя по опросам населения, должно придти рекордное число избирателей, Комитет государственной безопасности (КГБ) Белоруссии заявил о готовящемся в день выборов, 19 марта, силовом захвате власти. По словам председателя Комитета Степана Сухоренко, речь идет "не о мирных протестах, а о силовой акции с использованием взрывных устройств и поджогов". Взорвав и подпалив кое-какие здания в Минске, оппозиция, подпитываемая иностранным вредителями, должна "расшатать ситуацию" до такой степени, что у главы государства почва уйдет из-под ног и мир возликует по поводу свержения последнего диктатора Европы.

"Мы никоим образом не вмешиваемся в права кандидатов, но мы вынуждены заявить, что под видом выборов в стране готовится попытка силового захвата власти", - заявил Сухоренко. По его словам, деньги на подготовку переворота завозятся из-за рубежа. "Отдельные лица просачиваются в страну под видом туристов и размещаются на подготовленных конспиративных квартирах", - сказал председатель КГБ. Он проинформировал, что уже возбуждено уголовное дело по статье 289 Уголовного кодекса по факту подготовки к террористическому акту. Глава КГБ, сославшись на тайну следствия, не называл фамилий, но и так понятно, что фигурантами этого дела можно считать практически всех лидеров белорусской оппозиции, которые имеют отношение к избирательным штабам кандидатов, призывавших людей выйти на площадь. А это, соответственно, Александр Милинкевич и Александр Козулин.

Впрочем, по поводу кандидата от объединенной оппозиции - Милинкевича - глава КГБ "успокоил", заявив, что он не будет арестован до окончания избирательной кампании. "Милинкевич, который поднял эту волну, хотел бы, чтобы его арестовали за незначительное правонарушение, однако, я думаю, этого не будет", — сказал Сухоренко, отвечая на вопрос журналистов, каковы будут для кандидата последствия его призывов к избирателям выйти 19 марта в 20.00 на Октябрьскую площадь Минска. "Кандидат пройдет все стадии избирательной кампании, а потом в соответствии с законодательством мы будем разбираться, виновен он или нет", — добавил глава КГБ. Ну, по крайней мере, Милинкевич может быть спокоен - сделать его благородное дело ему позволят, а на большее он и не рассчитывал, ведь еще несколько месяцев назад кандидат заявил, что Лукашенко в любом случае наберет 75 процентов голосов.

Если имена кандидатов и не упоминались в связи с готовящимся переворотом, то кое-какие фамилии в выступлении Сухоренко все же прозвучали. В числе подозреваемых, по словам главы КГБ, несколько десятков человек, одним из них является лидер Объединенной гражданской партии и глава Национального комитета Анатолий Лебедько, который накануне был задержан сотрудниками правоохранительных органов за мелкое хулиганство. Позже появилась информация, что Лебедько был задержан в Минске за нарушение правил дорожного движения, при этом у него в машине была обнаружена крупная партия листовок без выходных данных. В четверг оппозиционер получил повестку в суд за нецензурную брань по адресу высших должностных лиц государства и правительства, которую он себе позволил во время выяснения отношений с сотрудниками автоинспекции.

Октябрьскую площадь в Минске оппозиция хочет превратить в белорусский Майдан, фото "Белорусских новостей"
Lenta.ru

Но самое интересно в данном деле - не участие в заговоре против Лукашенко доморощенных фрондеров, а поддержка, которую оказывает им демократическая заграница. По словам Сухоренко, деньги на подготовку переворота завозятся из-за рубежа. Как пишут "Белорусские новости", Сухоренко упомянул, в частности, председателя комитета по безопасности парламента Грузии Георгия Торгомадзе, который, по словам чекиста, несколько раз встречался с лидерами белорусской оппозиции. По информации КГБ, на этих встречах обсуждались вопросы подготовки к акции 19 марта, в ходе которой граждане Грузии готовы были организовать в Минске несколько взрывов для дестабилизации ситуации.

Связь с представителями белорусской оппозиции осуществлялась через посольства Грузии в Литве и Украине. Туда, по словам Сухоренко, приезжали Анатолий Лебедько, а также бывший депутат Палаты представителей Валерий Фролов. Как рассказал глава КГБ, Георгий Торгамадзе прямо заявил, что ночь после выборов в Белоруссии станет "ночью длинных ножей". "Мы так ударим, что ошметки полетят, и никто не узнает, откуда был удар", — привел высказывание Торгамадзе Сухоренко. Сотрудники КГБ располагают данными, что Торгамадзе 21 февраля проследовал транзитом из Украины через Белоруссию в Литву, а 23 февраля совершил обратный вояж. Целью этих поездок, по словам Степана Сухоренко, была проверка реакции белорусских спецслужб. "Мы среагировали адекватно", — подчеркнул глава КГБ.

В ходе пресс-конференции Сухоренко была продемонстрирована видеозапись признательных показаний некоторых активистов оппозиции. Один молодой человек, ранее задержанный КГБ, рассказывал о том, как он проходил обучение на территории Грузии в лагере боевиков, который был организован молодежной организацией "Кмара!" (Довольно!). Она в свое время играла в "революции роз" такую же роль, какую в "оранжевой" революции сыграла "Пора". В лагере якобы преподавали грузины, арабы, бывшие советские офицеры, несколько раз приезжали даже американские инструкторы. Обучали начинающих боевиков рукопашному бою, навыкам по взрывотехнике и химической защите. По словам этого молодого человека, он должен был дождаться определенного сигнала некоего координатора и применить эти навыки "для дестабилизации обстановки в республике".

Грузия, как и следовало ожидать, отреагировала на подобные обвинения в свой адрес адекватно. "Это полный бред, никакого другого комментария тут сделать нельзя, этим все сказано", - заявил заместитель председателя комитета по обороне и безопасности парламента Грузии Николоз Руруа. Один из лидеров организации "Кмара!" Георгий Меладзе назвал слова Сухоренко "плодом фантазии белорусских властей". По его словам, такого рода заявления "являются очередной попыткой режима Лукашенко, переключить внимание белорусской общественности от существующих в стране проблем". Меладзе также сообщил, что "Кмара!" "больше не занимается активной деятельностью, а ее активисты работают в других организациях".

Сплошная "джинса"

В Минске утверждают, что реакция белорусских властей на попытку недовольных выйти 19 марта на улицы будет жесткой. Поэтому, заявил глава МВД Белоруссии Владимир Наумов, его ведомство не может дать полных гарантий безопасности журналистам во время возможных незаконных массовых акций. "Если журналисты сами будут соблюдать меры предосторожности, то, конечно, гарантируем безопасность. Но если на Октябрьской площади в Минске соберется толпа, вы войдете в толпу и начнете там какие-то действия, кто вам даст полные гарантии безопасности?", — заметил министр. В свою очередь Сухоренко призвал белорусов и гостей республики воздержаться от праздного разгуливания по улицам Минска 19 марта. "Все, кто выйдет на улицу и попытается дестабилизировать обстановку, будут квалифицироваться по статье "терроризм", - подчеркнул глава КГБ.

Ничего не скажешь - белорусские власти сделали удачный ход, одним выстрелом поразив сразу две мишени. Во-первых, после откровений Сухоренко и Наумова у многих белорусов, которые теоретически могли выйти на улицы 19 марта, просто пропала охота выражать свое недовольство - брутальные методы работы местного ОМОНа всем хорошо известны. Во-вторых, вынесено предупреждение лидерам оппозиции, которые в случае возникновения беспорядков окажутся крайними, этакими попами Гапонами. И ответственность за возможное насилие официальный Минск возложит на "провокаторов из числа критически настроенных по отношению к правительству политиков".

Что касается иностранных злоумышленников, то, как заявил накануне Александр Лукашенко, "приехать-то они могут, но как они уедут?". Президент вообще крайне жестко отреагировал на намерение представителей Грузии, невзирая на предостережения Минска, заявиться в Белоруссию, чтобы "наводить порядок за американские деньги". "Мы никому не позволим дестабилизировать здесь обстановку. Мы хозяева на своей земле и сегодня можем удержать обстановку и ситуацию в стране", - заявил Лукашенко. И ведь сомнений в том, что Батька свое слово сдержит, почти не возникает. Только вот какой ценой?

Как и другие подобные движения, белорусская оппозиция выбрала цвет для своей кампании. Это голубой цвет джинсов. На Западе такой выбор объясняют тем, что джинсы в советскую эпоху были символом идей свободы, а Белоруссия якобы в этой эпохе пребывает до сих пор. В современном российском слэнге "джинса" - это нечто, что делается не для души, а по заказу, для выгоды постороннего лица. Аналогии в данном случае более чем уместны, особенно, если внимательно посмотреть западную прессу. И США и ЕС давно взирают на Белоруссию как на собственную вотчину и руками оппозиции готовят в республике второй Майдан. Не вышел бы только второй Андижан.

< Назад в рубрику