Американские десантники совместно с иракскими военнослужащими начали крупнейшую армейскую операцию в стране с момента взятия Багдада в 2003 году. Официально ее целью называется уничтожение террористической инфраструктуры в окрестностях города Самарра и поимка боевиков, которые чувствуют себя в этом районе излишне вольготно. В то же время наблюдатели отмечают, что основной целью операции "Swarmer" является не ликвидация суннитского подполья, а изменение американского общественного мнения, которое все больше сомневается в целесообразности продолжения оккупации Ирака.
Согласно официальной информации американского командования, сотни десантников из 101-й дивизии и иракских военнослужащих на пятидесяти вертолетах и бронированных машинах вечером 16 марта высадились на окраинах трех деревень, расположенных к северу от города Самарра.
При поддержке бронетехники и авиации они стали разыскивать места скопления боевиков, тайные склады с оружием и боеприпасами, подпольные мастерские по изготовлению взрывных устройств и дома, в которых террористы отдыхали и лечились.
Обнаруженным боевикам сначала предлагают сдаться. По тем, кто пытается оказать сопротивление, открывают огонь на поражение. Специальные команды саперов заняты уничтожением зданий и помещений, в которых американцы находят военное оборудование или взрывчатку.
Во избежание бегства террористов, территория вокруг блокированных населенных пунктов контролируется как воздушными, так и наземными патрулями.
Американское командование уже сообщило о первых успехах. Ликвидированы несколько складов оружия и боеприпасов, задержаны свыше пятидесяти человек, подозреваемых в причастности к террористической деятельности.
Как рапортуют командиры подразделений, занятых в операции, серьезного сопротивления противник не оказывает. Авиация задействована, в основном, в переброске войск и патрулировании местности. В нанесении массированных авиаударов военные нужды пока не видят. О потерях с обеих сторон также пока не сообщается.
Американские наблюдатели уже отметили: несмотря на то, что операция анонсировалась военными как крупнейшая в своем роде, фактически она таковой не является. Силы, противостоящие коалиционным войскам, не идут ни в какое сравнение с теми, что вели бои против американских морских пехотинцев в Фаллудже в 2004 году и даже в Таль-Афаре в 2005-м. Там боевики оказывали ожесточенное сопротивление, превратив в крепость каждый дом.
Текущая операция разительно отличается от предыдущих тщательно проработанным информационным сопровождением.
Особенно внушительно смотрятся десятки вертолетов, поднимающихся в воздух и направляющихся в сторону ничего не подозревающих деревушек в окрестностях Самарры. Ассоциации с кадрами из знаменитого фильма Фрэнсиса Форда Копполы напрашиваются сами собой.
Приземляющиеся вертолеты также встречали операторы и фотографы Пентагона, каким-то образом оказавшиеся на месте событий еще до начала "внезапной операции". Именно им принадлежат кадры, на которых полностью экипированные десантники бодро выбегают из нутра транспортного вертолета.
Американские высшие офицеры регулярно выступают перед журналистами с короткими брифингами, в ходе которых, не скупясь на похвалы, живописуют успехи своих подопечных.
По поводу операции высказался даже пресс-секретарь Белого дома Скот Маклеллан, который рассказал, что президент Соединенных Штатов внимательно следит за действиями своих военных в далекой Самарре.
В то же время Маклеллан опроверг слухи том, что вся эта операция задумана как PR-акция, направленная на поддержание неуклонно падающего рейтинга Джорджа Буша.
По словам президентского пресс-секретаря, операция была уже давно спланирована военными, а Джордж Буш только контролирует ее ход.
Однако слова Маклеллана вызывают некоторые сомнения у военных экспертов и политических аналитиков.
Популярность войны в Ираке, а в месте с ней и рейтинг Джорджа Буша, неуклонно стремится вниз, что не может не беспокоить советников президента и его однопартийцев.
В этой ситуации эффектная крупномасштабная операция, не сопряженная с большими потерями и заранее обреченная на успех, могла бы стать отличным свидетельством того, что дела в Ираке идут на лад, а вовсе не наоборот, так полагает большинство американцев.
Ведущие телеканалы не могли отказаться от показа предоставленных Пентагоном видеозаписей армады вертолетов на пути к Самарре и крепких десантников с суровыми лицами - слишком уж хорош видеоряд.
Людей, которые слабо интересуются иракскими делами, заинтриговали словами о "крупнейшей операции с 2003 года", которая, по странному стечению обстоятельств, началась день в день с открытием первой сессии нового парламента Ирака.
Теперь американскому командованию крайне важно в кратчайшие сроки доложить о разгроме очередного гнезда террористов, захвате большого числа пленных и уничтожении большого числа неучтенного оружия и боеприпасов. При этом крайне важно отложить новости о потерях среди своих войск (если таковые будут) хотя бы на несколько дней. Рассказать об убитых и раненых можно потом, одной-двумя строками.
Можно не сомневаться, что при таком уровне информационного обеспечения операции, телевидение в избытке получит кадры летающих туда-сюда вертолетов, десятков "пленных", ночной стрельбы трассирующими пулями, взрывов и прочих ярких атрибутов "крупномасштабной операции". Учитывая возможности Пентагона, организовать подобное будет нетрудно.
Конечно, такую картину могли бы подпортить сами журналисты, рассказав, что масштаб боевых действий сильно преувеличен. Но, во-первых, военные, ссылаясь на опасность, запретили доступ в Самарру и ее окрестности посторонним, а во-вторых, ради привлечения зрителей и читателей репортеры будут вынуждены волей-неволей показывать только самые колоритные моменты операции.
Благодаря безупречной подготовке крупномасштабного шоу под названием "операция "Swarmer", рейтинг действующего американского президента имеет все шансы подрасти.
Однако насколько долговременным будет положительный эффект от его проведения и демонстрации в прямом эфире, сказать сложно, так как реальные, а не вымышленные террористы вполне способны испортить настроение PR-консультантам Джорджа Буша, проведя в той же Самарре всего один крупномасштабный теракт.
А в том, что такие возможности у иракских боевиков имеются, сомневаться, к сожалению, никак не приходится.