В воскресенье, 19 марта, произошла авария на перегоне между станциями "Войковская" и "Сокол" (Замоскворецкая линия московского метрополитена). На поверхности, прямо над тоннелем метро, шли работы по установке рекламного щита. Рабочие ОАО "Полюс-М" забивали сваи. В итоге одна их них пробила свод тоннеля и проникла внутрь, повредив третий вагон движущегося поезда. Никто из пассажиров не пострадал. 20 марта в рамках уголовного дела по факту аварии был задержан генеральный директор "Полюса-М" Радислав Лыба.
Рабочие злополучного ОАО проявили поистине большую целеустремленность. Вбив первую сваю, которая неожиданно пропала под землей, они не спасовали перед неизвестностью и воткнули еще десять. Остановились лишь после того, как пробили тоннель метро и поняли, что случилось. Все пятеро попытались уехать в "Газели" от греха подальше, однако были задержаны, после чего им пришлось сообщить, какую фирму они представляют.
В тоннеле тем временем случилось следующее. Андрей Ульянов, машинист электропоезда, вел состав от "Войковской" к "Соколу". Заметив впереди сваю, преграждавшую путь, он успел начать торможение. Полностью остановиться не удалось, и свая, помяв кабину машиниста, в конечном итоге застряла в третьем вагоне. Никто из пассажиров, к счастью, не пострадал. Однако, случись подобное в четверг или пятницу, да еще в час пик - жертв не удалось бы избежать.
Повезло и в том, что ЧП произошло неподалеку от станции "Войковская" - эвакуировать около пятисот пассажиров поезда удалось сравнительно быстро, за полчаса. Некоторым пассажирам, в первую очередь пожилым людям, несмотря на отсутствие травм стало плохо из-за сильного волнения, и им потребовалась помощь психологов.
Замоскворецкую линию на участке от "Сокола" до "Речного вокзала" объявили закрытой до шести утра понедельника (именно к этому времени пообещал вновь открыть движение мэр столицы Юрий Лужков). Для того, чтобы скомпенсировать прекращение движения поездов, пришлось вывести на улицы 112 автобусов и 40 троллейбусов. Ликвидировать последствия аварии принялся специально созданный штаб, возглавленный Владимиром Ресиным, первым заместителем мэра в правительстве Москвы.
Одновременно с работами по восстановлению движения началось расследование. Щит устанавливали неподалеку от моста, идущего над железнодорожными путями Рижского направления. Видимо, это и позволило начальнику Московского метрополитена Дмитрию Гаеву обвинить в случившемся Московскую железную дорогу. Как он заявил, подрядчик, "Полюс-М", вел работы в течение трех дней без разрешения и каких-либо документов. При этом технический надзор со стороны железнодорожников отсутствовал.
Случившееся событие оказалось не первым в своем роде. 7 мая 2002 года по схожей причине было остановлено движение поездов между станциями "Третьяковская" и "Марксистская" Калининской линии. Тогда над тоннелем метрополитена велись бурильные работы, и буровая колонна, в результате ошибки рабочих, пробила его свод и перегородила перегон.
Подрядные организации Московской железной дороги признал виновными в случившемся и мэр столицы Юрий Лужков. Он пообещал применить самые жесткие санкции к тем, кто проводил работы по установке щита. Московская прокуратура возбудила уголовное дело по части 1 статьи 216 УК РФ ("Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ"). В понедельник, 20 марта, в качестве обвиняемого по этой статье был задержан генеральный директор "Полюса-М". На допросе он признал, что его фирма осуществляла работы без разрешительной документации.
Утром в понедельник, как и обещал Лужков, Замоскворецкая линия начала действовать в полном объеме. Правда, было заявлено, что в ночь с понедельника на вторник движение поездов от "Сокола" до "Речного вокзала" прекратится в 0:00, а не в час, как обычно. Поздние пассажиры смогут воспользоваться дополнительными единицами наземного транспорта.
Алексей Напылов