Интернет и СМИ
23:05, 21 марта 2006

Спекулянтам на растерзание Продажа второго в США издателя газет свидетельствует о кардинальных сдвигах на рынке печатных СМИ

После того как в ноябре прошлого года компания Knight Ridder - второй в США издатель газет - была выставлена на продажу, наблюдатели объявили эту сделку знаковой и предложили рассматривать ее как "магический кристалл", с помощью которого можно заглянуть в будущее печатного бизнеса, причем не только в США. На прошлой неделе Knight Ridder, наконец, был продан, однако эксперты и участники рынка едва ли вздохнули с облегчением.

Knight Ridder был выставлен отнюдь не от плохой жизни: это один из самых успешных в США издателей газет. В холдинг входят 32 издания и только у четырех рентабельность ниже 18 процентов. В то же время у самых успешных газет норма прибыли переваливает за 26 процентов. Среднее значение по компании - 19,3 процента. Это нормальное значение для издательской отрасли в целом и вдвое превышает среднюю маржу компаний из списка Fortune 500.

Knight Ridder выставили на продажу, потому что те, кто в США вкладывают деньги в американские газеты, привыкли к большим прибылям, уверен преподаватель менеджмента из Университета Джорджии Конрад Финк (Conrad Fink). Инвесторов также пугают заявления аналитиков, которые уверяют, что у рынка печатных СМИ нет будущего.

Представитель Washington Post Дебора Хоуэлл (Deborah Howell) уверена, что сейчас у всех американских городских газет похожие проблемы: падают тиражи (так, аудитория Washington Post с 2003 года сократилась на 7 процентов), рекламные поступления стагнируют, а издержки растут. Чтобы удержаться на плаву, газетам приходится туже затягивать пояса. В начале марта Washington Post объявила о том, что увольняет 80 из 870 сотрудников. Чуть позже New York Times сообщила, что перестает печатать биржевые котировки - теперь их можно будет посмотреть только на сайте газеты. А в прошлом году в издании прошли масштабные сокращения.

Политики минимизации затрат не один год придерживался и Knight Ridder. Когда-то у входящей в холдинг газеты Philadelphia Inquirer была широкая сеть корпунктов по всему миру: в Москве, Лондоне, Риме, Иерусалиме, Южной Африке, в Нью-Дели и Берлине. Сейчас от этой сети остался только один спецкор - в Иерусалиме. Одним зарубежным сотрудником (в Боготе) обходится и Miami Herald, которая раньше имела собственных корреспондентов в Пекине, Берлине, Иерусалиме, Рио-де-Жанейро и Сальвадоре.

Иллюстрация с сайта Knight Ridder
Lenta.ru

Однако только сокращением издержек всех проблем издательского бизнеса не решить. Более того, может стать еще хуже. Как свидетельствует ежегодный отчет школы журналистики при Колумбийском университете, широкое распространение Интернета не привело к увеличению числа новостей. Эксперты проанализировали работу американских СМИ в течение одного дня - 11 мая 2005 года. Интернет-поисковик Google News в этот день проиндексировал 14 тысяч новостных ссылок. Исследователи прочитали все и обнаружили, что они посвящены только 24 новостям. Информация от собственных корреспондентов способна серьезно разнообразить это "бурный" новостной поток. А без нее у читателей остается все меньше поводов покупать газету, ведь новости информагентств можно читать и в Интернете, к тому же совершенно бесплатно.

Эксперты сходятся во мнении, что газеты должны меняться. Проблема, однако, в том, что никто не знает, в какую сторону. Комментируя продажу Knight Ridder, Дебора Хоуэлл из Washington Post пишет, что сокращение тиражей можно остановить, если газета будет меньше думать о престижных журналистских премиях, а больше заботиться о читателях. "Если журналисты будут помнить о потребителе каждый раз, когда пишут статью, ставят фотографию, придумывают заголовок или оформляют страницу, если издание будет хорошо напечатано и вовремя доставлено по адресу, с Washington Post все будет в порядке", - пишет Хоуэлл.

Иначе считает глава News Corporation Руперт Мердок. По его мнению, СМИ, которые будут уповать лишь на свое славное прошлое, обречены на забвение. Выживут только те издания, которые сумеют правильно выбрать новый способ доставки контента. При этом Мердок уверен, что будет меняться не только способ доставки, но и то, как люди будут читать газеты и журналы, смотреть телевидение и слушать радио. Один из самых влиятельных в мире медиаменеджеров считает, что в будущем СМИ будут мало отличаться от фаст-фуда. "Люди будут на ходу смотреть новости, спортивные программы, фильмы. Это станет возможным благодаря мобильным телефонам и карманным компьютерам (вроде Sony Playstation Portable)", - считает Мердок.

Номер газеты Philadelphia Inquirer, с сайта издания
Lenta.ru

Еще в ноябре наблюдатели заявили, что продажа Knight Ridder покажет, как много в США инвесторов, которые верят в будущее газет. Несмотря на то что предложение о покупке сделал крупнейший в Америке издатель газет Gannett, большинство серьезных игроков рынка (среди них Washington Post Company, Tribune Company и Dow Jones) проигнорировали новость о продаже Knight Ridder.

Когда на прошлой неделе американский издатель региональных газет McClatchy объявил о покупке Knight Ridder за 4,5 миллиарда долларов, эксперты расценили эту новость положительно. Однако оптимизма сильно поубавилось, когда на следующий день стало известно, что новый владелец намерен избавиться от некоторых из приобретенных газет. В общей сложности на продажу было выставлено 12 изданий, в том числе и Philadelphia Inquirer - одна из старейших американских газет. Представители McClatchy говорят, что будут проданы газеты, которые издаются на стагнирующих рынках. Особенно любопытно то, что деньги от продажи газет пойдут на оплату сделки McClatchy с Knight Ridder. То есть фактически речь идет о перепродаже активов с целью получения прибыли от разницы покупной и продажной цены. Или о спекуляции, как определяют подобные сделки словари.

В конце прошлого года, когда Knight Ridder была выставлена на продажу, кое-кто уверял, что эта сделка - показатель зрелости рынка. "Когда перестают расти доходы, лучший способ увеличить прибыли - урезать издержки", - говорил вице-президент исследовательской компании Borrell Associates Колби Этвуд (Colby Atwood). При этом он напоминал: укрупнение компании - один из возможных способов минимизации расходов. Приобретение Knight Ridder и последующая продажа 12 газет ставит под сомнение такую оценку. Спекулянты торжествуют тогда, когда рынком перестают интересоваться серьезные инвесторы.

Андрей Ломкин

< Назад в рубрику