Давно уже подмечено - самым достоверным источником информации в России являются слухи, опровергаемые правительством. Так было, например, в 1991 году, когда министр финансов СССР Валентин Павлов пообещал, что финансовой реформы не будет, и она тут же наступила. Позднее в 1998 году, незадолго до знаменитого дефолта, власти также гарантировали, что ничего страшного не будет. С тех пор у всех жителей России выработался условный рефлекс: если по телевизору в новостях выступает государственный деятель с опровержением слухов о грядущих реформах, то их появление - лишь вопрос времени.
Когда в ноябре 2005 года министра обороны Сергея Иванова назначили на должность вице-премьера правительства, и в прессе заговорили о создании некоей структуры, которая будет заниматься Военно-промышленным комплексом, он назвал эти слухи "чушью". Согласно законам жанра, спустя несколько месяцев в России появилась такая структура. Назвали ее Военно-промышленной комиссией при правительстве Российской Федерации, поставив во главе вице-премьера, министра обороны Сергея Иванова. Соответствующий указ президент подписал 20 марта 2006 года.
Впрочем, на этот раз слухи о появлении новой структуры пустил сам вице-премьер. Сразу же после своего назначения он заявил, что на этом посту будет заниматься вопросами ценообразования в системе закупок вооружений для российской армии, и для этого на базе существующих в правительстве департаментов и управлений по вопросам ОПК будет создан "специальный рабочий орган". Какой именно - министр не уточнил. А когда в прессе вслед за ним стали обсуждаться возможности появления соответствующего министерства или федерального агентства, то Иванов неожиданно опроверг сам себя, заявив, что "для консолидации военно-промышленного комплекса, никаких отдельных министерств создавать не нужно".
На самом деле Иванов не соврал - созданный орган действительно не будет ни министерством ни агентством. В иерархии исполнительной власти он будет стоять чуть в стороне от правительства. При этом должность заместителя председателя комиссии (вице-премьера Иванова) согласно указу Путина, будет равняться должности министра (она так и будет называться "первый заместитель председателя Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации - Министр Российской Федерации").
Заместителем Иванова назначен бывший заместитель министра экономического развития Владислав Путилин, курировавший военно-техническое сотрудничество. По оценкам экспертов, это кадровый военный специалист высокого ранга - за свою карьеру он успел послужить также начальником организационно-мобилизационного управления Главного штаба РВСН, начальником Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба.
Политологи уже вовсю говорят о том, что после формирования комиссии премьер-министр России Михаил Фрадков значительно поубавил в "административном весе". Напомним, когда Путин назначил Иванова вице-премьером, точно такую же должность получил глава администрации президента Дмитрий Медведев. Если Иванову доверили руководить оборонной промышленностью, то Медведев де-факто возглавил топливно-энергитический комплекс. В итоге оба этих человека оказались как бы в стороне от правительства, получив почти чрезвычайные полномочия в основных областях российской экономики.
Какие же полномочия получил вместе с новым назначением Сергей Иванов? Согласно указу, все решения Военно-промышленной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, будут обязательны для исполнения федеральными органами исполнительной власти, а ее деятельность будет обеспечиваться аппаратом правительства Российской Федерации. Что касается компетенции комиссии, то в нее будут входить:
Что касается степени автономности, то ВПК сможет представлять президенту проекты указов, при этом решения комиссии не будут обсуждаться правительством, но будут оформляться его постановлениями и решениями. А в области разработки и производства вооружений, военной и специальной техники ВПК и вовсе будет обладать правом оперативного принятия решений.
Отдельный разговор, это бюджет новой организации. Вернее, не ее бюджет, а те государственные средства, которыми она будет управлять. Сразу же после создания комиссии Иванов сообщил, что сможет распоряжаться бюджетом в размере около 25 миллиардов долларов. В эту сумму входит бюджет Минобороны, составляющий в 2006 году 475 миллиардов рублей (около 17 миллиардов долларов), а также, частично, государственный оборонный заказ в размере 236,7 миллиарда рублей (около 8,45 миллиарда долларов). Таким образом министр обороны становится одним из самых влиятельных людей в государстве.
Без сомнения, появление комиссии с чрезвычайными полномочиями стало следствием не слишком благополучного положения дел в оборонной промышленности, на которую Кремль сделал ставку. Вместе с ТЭК ОПК является одним из столпов российской промышленности и, что особенно важно - экспорта. Иванов уже говорил, что в должности вице-премьера он собирается разобраться с необъяснимыми завышениями цен на оборонную продукцию. Теперь он получил мощный инструмент для решения проблем в этой области, приема против которого не найдется в России ни у кого. Однако пойдут ли на пользу государству столь серьезная сила, сконцентрированная в руках членов ВПК?
Решать проблемы закупок, производства и разработки вооружений можно по-разному. Так, в США, к примеру, промышленность находится в частных руках, и большинство вопросов и проблем снимаются в порядке конкурентной борьбы. Это, с одной стороны, стимулирует производителей к созданию более совершенных образцов, а с другой - заставляет их снижать цены на свою продукцию.
Когда Пентагон решил исключить из программы строительства двигателя для истребителя F-35 британскую корпорацию Rolls-Royce, оставив контракт одной компании Pratt&Whitney, это стало предметом разбирательства в Конгрессе. Ведь если останется один производитель, он сможет диктовать свою цену государству. Вот, кстати, еще один действенный механизм решения проблем ОПК - большинство контрактов и сделок обсуждается в Конгрессе, и отчеты направляются в прессу. В США контроль над ОПК осуществляет, по сути, само общество.
В России строится совершенно другая система. Она напоминает скорее жесткую структуру советской промышленности, чем свободный рынок Запада. Государство, с одной стороны, приобретает контроль над все большим числом предприятий, выстраивая при этом надправительственную структуру управления ОПК с чрезвычайными полномочиями, неподвластную и неподконтрольную никому, кроме президента. Впрочем, однозначно оценивать эти реформы сложно - с одной стороны, это еще один шаг назад от рыночной экономики, но с другой - ВПК СССР никак нельзя было назвать отстающим по отношению к Западу.
Павел Аксенов