23 марта в прокат выходит отечественный хоррор "Жесть" Дениса Нейманда, американская комедия "Киносвидание" Джейсона Фридберга и Аарона Селтцера и англо-франко-американская педагогическая поэма "Моя ужасная няня". Обозреватели журнала Time Out Москва выяснили, какие ужасы таятся в грудах подмосковного металла, во что можно превратить романтическую мелодраму и зачем по лицу Эммы Томпсон ходят бородавки.
Режиссер Денис Нейманд. Россия, 2006. В ролях Алена Бабенко, Михаил Ефремов, Алексей Серебряков, Гоша Куценко, Сергей Шакуров, Юсуп Бахшиев, Игорь Лифанов. 110 мин.
Репортерша издания типа газеты "Жизнь" Марина (Алена Бабенко) не может прийти в себя после того, как на ее глазах застрелился голый мужчина (Гоша Куценко). В аффекте она объявляет об уходе из профессии, но редактор дает ей последнее задание перед тем, как подписать заявление об увольнении: побеседовать с маньяком, сидящим в буйном отделении пригородной психиатрической клиники. Интервью, однако, срывается - накануне беседы больной бежит из дурдома и скрывается в лабиринтах расположенного по соседству садоводческого товарищества. Любопытная Марина едет поглазеть на страшные дачи - и в результате битые сутки ползает среди дикорастущей картошки и металлолома, скрываясь то от ваххабитов из группы "Кровосток", то от бомжей в розыске, то от всадника без головы и, наконец, - от собственно героя своего неудавшегося материала.
Разухабистый и довольно варварский коллаж из "Молчания ягнят" и провинциальных хорроров (утробным юмором "Жесть" здорово похожа на новейшие опусы вроде "Волчьей бухты"), фильм Нейманда хорош не столько сюжетом, сколько виртуозными диалогами. Обычное, кстати, дело для сценариев Константина Мурзенко ("Мама, не горюй"), который всегда славился умением выразиться коротко, но емко. Здесь Мурзенко временами удается допрыгнуть уже до чеховско-ерофеевских высот духа: каждый из персонажей "Жести" рано или поздно начинает говорить "за жисть". Эти сентенции, разной степени проникновенности и косноязычия, порой достигают такого трагизма, которого совсем не ждешь от фильма о бомжах и сексуальных маньяках. Особенно неожиданно видеть Михаила Ефремова, отринувшего привычное амплуа поддатого гражданина ради образа дрожащего интеллигента в полукедах.
Где и когдаРасписание показов в кинотеатрах Москвы
Другой половиной своего люмпен-декадентского обаяния фильм обязан тому самому металлолому. Фактура тут действительно богатая, обладающая собственным надрывным драматизмом: подернутая тополиным пухом "колючка", ржавчина, самоорганизующаяся в гигантские сараи, гнилые парники в лохмотьях полиэтилена, опять же дачники. Немытая Россия бьет в душу куда сильнее одноэтажной Америки: бог его знает, каково это - плавать по туманным луизианским болотам и жить рядом с кладбищем кошек, а ездить вечером на нехорошей электричке приходилось каждому. Да что там электричка - вот в московском метро уже было собрались вешать на своих мраморных стенах рекламу "Жести" с позаимствованным у "Кровостока" слоганом: "Ада нет, кроме того, что рядом", да вовремя опомнились.
Василий Корецкий, Time Out Москва
Режиссеры Джейсон Фридберг и Аарон Селтцер. США, 2006 г. В ролях Элисон Хэннигэн, Адам Кэмпбелл, Дженнифер Кулидж, Кармен Электра. 83 мин.
Раблезианская толстуха центнера эдак под два (Элисон Хэннигэн, кларнетистка из "Американского пирога") круто меняет свою жизнь: скидывает 3\4 веса и находит жениха. Для этого она проводит некоторые нехитрые манипуляции. А именно: "тюнингует" задницу (буквально - в MTV-шном автошоу West Coast Customs), берет сеанс хороших манер у "доктора-свата" и проходит кастинг в ток-шоу для одиноких сердец. Но, как и положено фильмам о любви, окажется, что это было не главным. Истинная красота - она, типа, у человека внутри.
Сценаристы Фридберг и Селтцер на пару придумывали шутки к трем сериям "Очень страшного кино", но устали острить на дядю и запустили собственный комедийный проект. "Киносвидание" пасется на том же поле, что "Страшное кино", "Шрек" или "Голый пистолет", - то есть берет 10-20 блокбастеров и выворачивает их наизнанку. Формат сатирического капустника дает широчайшее пространство для художественных экспериментов (в рамках этого же жанра один из персонажей "Команды "Америка"", например, в течение трех минут экранного времени мучительно, непрерывно блевал). Но вообще-то главное удовольствие от подобных попурри - смотреть на то, как большим и серьезным картинам лупят коленом в пах. Да, это потешно, когда сердечных дел доктор вместо дылды Уилла Смита из "Правил съема: Метод Хитча" оказывается карликом (Тони Кокс - низкорослый напарник "Плохого Санты"). Да, это дико смешно, когда в кадр втискивается пародия на Дженнифер Лопес с задницей такого размера, что из ее штанов можно сшить парашют. Но отличительная, сильная черта "Киносвидания" - способность смеяться над чужими шутками. К примеру, тут долго и со знанием дела топчутся по "Знакомству с Факерами" и доводят его идиотизм до степени уже какой-то младенческой невинности, когда все кажется естественным и нестыдным. К примеру, памятная урна с прахом бабушки, разбившись, обнажает скелет, а семейный кот начинает с ним лихорадочно спариваться. Тут следовало бы поморщиться, но зал ржет, как над анекдотами про поручика. Хотя, понятное дело, если вы старше 25 и смотрите "Киносвидание" на большом экране, то посмеяться можете и над собой.
Кирилл Алехин, Time Out Москва
Режиссер Кирк Джонс. США - Великобритания - Франция, 2005. В ролях Эмма Томпсон, Колин Фирт, Эмма Макдональд. 97 мин.
Деспотичная тетка овдовевшего гробовщика требует, чтобы тот подыскал новую жену, иначе она лишит содержания его семерых детей. Дети, подкованные сказками, твердо знают, что все мачехи злые, и противятся появлению любых невест и нянек. В первых же кадрах они избавляются от семнадцатой бонны, натуралистично разыграв акт каннибализма, далее в ход идут механические ловушки, жабы, мечущие икру в чайнике, сандвичи с червями и гильотинирование плюшевых мишек. Но праздник непослушания заканчивается, когда в доме появляется няня Макфи - эдакая Мэри Поппинс с глазами Эммы Томпсон и лицом булгаковского Азазелло.
Для постановочной сказки со спецэффектами бюджет у "Няни" скромный (25 млн), поэтому здесь все решают "кадры". Неглупую сказку с воспитательным фокусом в подкладке (няня-волшебница безобразна ровно настолько, насколько безобразно поведение детей) придумали две лондонские интеллектуалки: Кристианна Брэнд, детективщица и автор детских книжек про "Няню Матильду", и актриса Эмма Томпсон, сочинившая по ним киносценарий. В этом деле она человек опытный - на ее счету "Оскар" за сценарную адаптацию "Разума и чувств" Джейн Остин для фильма Энга Ли. Разыграла все эти детские проказы в декорациях викторианской Англии высшая лига английских актеров, над которыми нещадно поглумились гримеры: чего стоит одна Томпсон с длиннющим зубом и страшными бородавками. Но именно этот пресловутый зуб и мешает "Моей ужасной няне" стать в ряд с лучшими черными киносказками вроде "Семейки Адамс" или "Лемони Сникета". Конечно, приносить себя в жертву искусству и уродоваться - личное дело Томпсон, но нельзя же весь фильм заставлять зрителя конфузливо отводить взгляд от экрана?
Елена Слабошпицкая, Time Out Москва