На фоне череды громких заявлений российских военачальников (включая верховного главнокомандующего) о том, насколько ужасным ядерным оружием обладает Россия, насколько бессильна против него американская ПРО, статья "Рост американского ядерного превосходства", опубликованная в официальном издании "Совета по международным связям" (Council on Foreign Relations - американская организация, которая исследует отношения США с остальным миром) журнале Foreign affairs, прозвучала громко и ярко. Аналитики совета Кир Либер и Дэрил Пресс, исследовав состояние российских и американских ядерных сил, сделали вывод, что сбалансированная система ядерного сдерживания постепенно уходит в прошлое и наступает век абсолютного американского превосходства.
Во время Холодной войны, примерно в конце 60-х годов прошлого века, в ходе гонки ядерных вооружений США и СССР достигли состояния "гарантированного взаимного уничтожения". Это означает, что в любом случае, кто бы ни начал войну и насколько внезапным не было бы нападение, обе страны были бы уничтожены. Как только такое положение было достигнуто, опасность возникновения ядерного конфликта практически свелась к нулю. Теперь, считают авторы статьи, американцы смогут уничтожить российские ракеты еще до того, как те отправятся за океан. Немногие уцелевшие российские ракеты будут легко уничтожены при помощи американской системы противоракетной обороны, утверждают аналитики.
С начала 90-х годов Вашингтон модернизировал свой ядерный потенциал, а его бывшие вероятные противники его постепенно теряли. Уже после окончания Холодной войны США заменили баллистические ракеты подводного базирования на улучшенные Trident II D-5, закончили укомплектование бомбардировщиков B-52 ракетами с ядерными боеголовками и улучшили авионику "бомбардировщиков-невидимок" B-2. Кроме того, сняв с вооружения в соответствии с договоренностями межконтинентальные баллистические ракеты МХ, они ставят боеголовки от них на оставшиеся менее мощные ракеты и усовершенствуют их.
Однако дело отнюдь не столько в качестве ракет (новейшие российские разработки "Тополь-М" и "Булава" не уступают американским) сколько в том, что Россия, как утверждает CFR, постепенно сокращает наиболее боеспособную часть своих ядерных сил - подводные лодки. Ядерные силы, обеспечивающие сдерживание, составляют так называемую "триаду" - межконтинентальные баллистические ракеты наземного базирования, ракеты установленные на подлодках, а также крылатые ракеты на стратегических бомбардировщиках. По оценке американских экспертов , после развала СССР в России на 39 процентов сократилось число стратегических бомбардировщиков, на 58 процентов - межконтинентальных баллистических ракет и на 80 процентов - подводных лодок с баллистическими ракетами.
В настоящее время, по данным сайта "Стратегическое ядерное вооружение России", основу российских ядерных сил составляют МБР наземного базирования, преимущественно - шахтного (всего 542 ракетных комплекса, способных нести 3451 ядерный боезаряд, из которых 291 - мобильный). В составе ВМФ находятся 12 стратегических ракетоносцев двух типов. Они оснащены ракетными комплексами с 192 пусковыми установками баллистических ракет морского базирования, которые могут нести 672 ядерных боезаряда. Наконец, стратегическая авиация вооружена 78 бомбардировщиками двух типов, способных нести до 872 крылатых ракет большой дальности.
В США ситуация несколько иная. Наземная группировка СЯС составляет 550 ракет (500 боеголовок), а в составе ВМС - 14 подлодок со 336 ракетами (1680 боеголовок). Стратегическая авиация насчитывает 115 бомбардировщиков (94 B-52 и 21 B-2), которые могут нести 1376 ядерных крылатых ракет.
Американцы не планируют увеличивать свой ядерный потенциал, по крайней мере, до 2015 года. К этому моменту все вышеприведенные американские цифры останутся теми же. Россия же значительно сократит свой арсенал СЯС. Как рассказал в интервью "Ведомостям" представитель Минобороны, с учетом интенсивности списания ракет с истекающим сроком службы и при нынешних темпах закупок новых ракет "Тополь М" к 2015 году наземная группировка СЯС России составит около 150 ракет, морская группировка тоже не усилится.
Пока Россия еще способна к эффективному ядерному сдерживанию - в случае начала ядерной войны арсеналы двух стран способны гарантированно уничтожить оба государства (да и многие другие). Однако сохранится ли такой паритет спустя 10 лет, неизвестно. Дело в том, что в настоящее время атомное оружие переживает период бурного развития. Несмотря на мораторий на ядерные испытания, ученые находят способы, как проверять свойства ядерных устройств и без них. Кроме того, в настоящее время активно развивается высокоточное неядерное оружие, и через несколько десятков лет уже не нужно будет уничтожать ракетные шахты мощными ядерными ракетами - это гораздо эффективнее сделают "умные" бомбы.
Впрочем, авторы статьи утверждают, что уже сейчас Россию можно победить в ядерном конфликте. По их мнению, истинное состояние российских СЯС гораздо хуже, чем можно себе представить: все российские стратегические бомбардировщики располагаются всего на двух базах, что делает их легко уязвимыми, учения с их участием проводятся редко, а ядерные боеголовки хранятся вне баз; срок службы 80 процентов МБР истек, а планы по их обновлению не выполняются; российские подводные лодки с ядерным оружием на борту выходят на дежурства два раза в год (во времена СССР это происходило в 30 раз чаще, американские в настоящее время выходят 40 раз в год); большую часть времени эти подлодки стоят в портах, что также значительно увеличивает шанс их уничтожения; российские радары не способны засечь пуск американских ракет с подводных лодок, находящихся в Тихом океане и Северной Атлантике, а спутниковые системы обнаружения таких запусков "безнадежно устарели"; наконец российская ПВО может попросту не успеть перехватить бомбардировщики-невидимки B-2.
Каково истинное состояние российских сил ядерного сдерживания, сказать очень сложно. Однако большинство аргументов "Совета по международным связям" не выдерживает критики даже не слишком осведомленного человека. Прежде всего, состояние, которое описывают американские аналитики, соответствует мирному времени. Конечно изменить место дислокации стратегических подлодок и самолетов в течение нескольких дней нельзя, но и предвоенная напряженность также нарастает не за неделю. Редкие учения стратегической авиации также понятие относительное они происходят по несколько раз в год, и в будущем их количество будет возрастать (по крайней мере, так обещает главком ВВС Михайлов).
Что касается "черных дыр" в системе обнаружения ракетных пусков, то в настоящее время Минобороны старается их залатать. Действительно, после уничтожения советской РЛС в Латвии Северная Атлантика стала просматриваться намного хуже, а станции "Днепр" в Казахстане и Восточной Сибири не "добивают" до Тихого океана. Однако в настоящее время российские космические войска уже испытывают под Санкт-Петербургом радиолокационную станцию нового поколения "Воронеж-ДМ", которую планируется установить на всех направлениях. Вероятнее всего, пуски ракет из Тихого и Атлантического океанов Россия все-таки заметит, и тогда американской ПРО придется иметь дело уже не с остатками, а со всеми российскими МБР - сухопутными и морскими.
"Самолеты-невидимки" это и вовсе один из неудачных проектов Пентагона. В-2 вполне могли действовать Ираке, но для действий против российской ПВО они не годятся - слишком велик риск потерять самолет, стоимость которого соизмерима с авианосцем. Что касается морских баллистических ракет, то в ближайшие годы на вооружение российского ВМФ поступит ракета "Булава". Кроме того, в настоящее время в стране возобновляется строительство атомных подлодок. Поэтому делать пессимистичные прогнозы в этой области - дело рискованное.
Наконец, вероятность конфликта России и США, несмотря на то, что обе страны продолжают рассматривать друг друга в качестве единственно возможного ядерного противника, весьма мала. Что, правда, не лишает США беспокойства по поводу того, что они не являются на планете единственной абсолютно непобедимой силой.
Павел Аксенов