Россия
18:01, 23 марта 2006

Путинский путь к Шаолиню Завершился визит российского президента в Китай

Российский президент вернулся из Китая. Свой двухдневный визит он начал с открытия года России в Китае. Председатель КНР Ху Цзиньтао при этом цитировал Толстого, а Путин вспоминал, что "русский с китайцем - братья навек". Однако весь дальнейший визит проходил почти исключительно в русле переговоров о поставке российских энергоресурсов в Китай. Открылась простая и неприятная для нас истина - китайцам, в общем-то, от России не надо ни культуры, ни какой-либо готовой продукции. Только газ, нефть и электричество. И, пожалуй, немного оружия.

Владимир Путин в ходе всего визита полностью следовал таким пожеланиям Китая, а заодно продолжал политику превращения России в "энергетическую сверхдержаву". Российский президент заявил о возможности строительства газопровода в Китай. "Газпром" тут же подписал соответствующее соглашение с китайцами, пообещав уже в ближайшие годы направлять им 30-40 миллиардов кубометров российского газа.

Собственно, газ и стал основной, хотя и не единственной, темой визита. Путин нарисовал дальнейшие перспективы энергетического сотрудничества между Россией и Китаем - оказалось, что поставки газа могут вырасти и до 60-80 миллиардов кубометров в год. Многие западные, да и российские СМИ посчитали это намеком Европе. Мол, стоит быть посговорчивей в вопросах ценообразования, а также поддержки демократии в России. Покупателей на голубое топливо всегда хватит.

На договор с "Газпромом" глава КНР Ху Цзиньтао ответил заявлением о грядущих китайских инвестициях в Россию. И огласил их планируемые размеры - 12 миллиардов долларов за четырнадцать лет, до 2020 года. Сумма не особенно впечатляет. Это примерно треть нынешнего годового товарооборота между двумя странами, и может показаться, что заявил о ней китайский лидер лишь в качестве ответной вежливости.

"Газпром", кстати, планирует вложить в строительство трехтысячекилометрового газопровода до Китая 10 собственных миллиардов долларов. Что интересно, новость о газовом соглашении с Поднебесной не вызвала совершенно никакого отклика на российском фондовом рынке. Курс газпромовских акций не стал ни падать, ни расти. Он продолжил плавать на уровне около 225 рублей, как и все последние полтора месяца. То ли биржевые игроки не осознали значимости продвижения концерна на китайский рынок, то ли решили, что "Газпрому" пришлось подписать не самый выгодный договор в своей истории.

Владимир Путин и Ху Цзиньтао. Фото AFP.
Lenta.ru

Путину, наверное, хотелось бы поставлять в Китай не только энергоресурсы, но и что-нибудь более существенное. Например, продукцию машиностроения. Так, российский президент высказал свои сожаления по поводу снижения ее поставок из России в Китай вдвое за один только 2005 год. Хитрый Ху Цзиньтао в ответ сообщил, что Китай ежегодно тратит 350 миллиардов долларов на машиностроительную продукцию, и высказал уверенность, что российский производитель может рассчитывать на большую долю китайского рынка... На этом приятная часть фразы кончилась, а в неприятной председатель КНР добавил: ...если сможет предложить что-нибудь конкурентоспособное.

Тему машиностроения больше не поднимали. Зато энергетические вопросы утрясать продолжили. Правда, уже не первые лица государств. Помимо газа, ходовым российским товаром в Китае является электричество. Прибывший в составе российской делегации председатель правления РАО ЕЭС Анатолий Чубайс и глава Государственной электросетевой корпорации КНР Лю Чжэнья подписали меморандум о подготовке условий для будущих ежегодных поставок 60 миллиардов кВт/ч электроэнергии из России в Китай. Однако - вот незадача - все электростанции РАО ЕЭС в Сибири пока производят только 32 миллиарда кВт/ч в год. Для того чтобы обеспечить экспорт, планируется построить Туруханскую ГЭС, а также большое количество тепловых электростанций, работающих на газе и угле. Впрочем, Чубайса это не пугает.

Именно в подписании подобных контрактов и заключалась главная цель визита. Путин и Ху Цзиньтао лишь единожды отвлеклись от экономики и обратились к политике. Главы двух государств выступили с совместной декларацией, пообещав поддерживать тесные контакты на высшем уровне и крепить межпарламентские связи. Высказались они по иранскому вопросу. Как и предполагалось, лидеры России и Китая заявили о том, что для урегулирования ядерного спора между Ираном и США необходимо использовать политические и дипломатические, а не военные средства.

После всех этих событий Владимиру Путину оставалось лишь отправиться домой. Однако российский президент не любит улетать просто так, без знакомства с главными достопримечательностями принимающей страны. Например, завершая свой недавний визит в Чехию, он зашел в бар и выпил чешского пива. Пивом, конечно, Китай особо не прославился. Зато Путина как знатока боевых искусств потянуло на экскурсию в монастырь Шаолинь.

Путин в монастыре Шаолинь. Фото AFP.
Lenta.ru

В аэропорту Чжэнчжоу, столицы китайской провинции Хэнань, где и находится монастырь, российского лидера встретили местный губернатор и глава хэнаньского комитета Коммунистической партии Китая. Последний рассказал, почему Путину точно обрадуются в монастыре. По версии главного местного коммуниста, Владимир Путин как мастер дзюдо де-факто может считаться мастером кунфу. Ну а шаолиньские монахи, обучающиеся этому самому кунфу, встретят его как друга.

К визиту российского президента, первого из действующих глав государств, посетивших Шаолинь, в монастыре отнеслись с истинно буддистской сдержанностью. По крайней мере, монахи старались. Они так и заявляли журналистам: ни одна медитация или тренировка из-за визита Путина не отменена, все идет своим чередом.

Но обитатели монастыря, конечно, немного лукавили. На фотографиях из Шаолиня видно: на груди у каждого попавшего в кадр монаха висит небольшой красный значок. Их, как оказалось, китайская служба безопасности выдавала проверенным обитателям монастыря. Только таким и было позволено продолжать медитировать в обычном, насколько это было возможно, режиме.

Посмотрев на тренировки шаолиньцев, Путин вынес экспертную оценку: уровень развития боевых искусств в монастыре очень высок. Правда, лично российский президент его проверять не стал. Когда один из монахов предложил Путину ударить себя в живот, чтобы оценить прочность мышц живота, тот предпочел просто похлопать его по плечу. "Лучше не буду, вдруг он ответит", — отшутился президент.

Сам Владимир Путин назвал свой визит в Китай исключительно прагматичным. Поспорить с этим, исходя из количества заключенных договоров, трудно. Пусть даже подписать их можно было силами Миллера и Чубайса, не отвлекая лидера страны на два дня.

Алексей Напылов

< Назад в рубрику