Профсоюзные организации Франции, выступившие катализатором двухнедельных манифестаций в стране за отмену договора первого найма для молодежи, приняли предложение премьер-министра Доминика де Вильпена, призвавшего их встретиться 25 марта за столом переговоров. Манифестантов должны будут представлять профсоюзы Uni, Unef, La Fage, Конфедерация студентов и PDE ("Продвижение и защита студентов"). Ранее все эти организации вообще отказывались от каких-либо контактов с чиновниками.
Глава правительства, инициировавший новый трудовой закон, очевидно, будет стараться поправить ситуацию. Однако серьезные испытания его только ожидают. Судя по заявлениям профсоюзных деятелей, французская республика стоит на пороге массовой забастовки работников предприятий транспорта, образования и коммуникаций.
Субботние переговоры не будут первыми, хотя их и пытаются представить таковыми. Встреча манифестантов с премьер-министром Франции является действительно важной - ведь профсоюзные деятели, студенческие и лицеистские организации выступят на ней единым фронтом, но она будет уже третьей по счету. Стоит отметить, что профсоюзам, наконец, удалось объединить усилия разрозненных прежде организаций и принять консолидированное решение о переговорах.
Видимо, руководители демонстрантов решили, что политика делается не только на улицах, но и в министерских кабинетах. И только в них можно обсудить позиции сторон и придти к компромиссу, необходимость которого давно назрела. Опасаются профсоюзы и радикализации протестного движения молодежи.
На прошлой неделе Доминик де Вильпен приглашал в свою резиденцию в Матиньонский дворец делегацию студентов, пытаясь объяснить им преимущества договора первого найма. Личное обаяние премьера подействовало на приглашенных умиротворяюще, но не возымело ни малейшего действия на манифестантов на улицах - столкновения с полицией и жандармерией не прекратились. Незадолго до этого часть профсоюзных лидеров встретилась с правительственными чиновниками. По итогам этих переговоров были сформулированы основные требования митингующих. Они настаивали на том, что если правительство де Вильпена и президент Франции Жак Ширак отказываются отменять закон, то необходимо либо на первом этапе ввести полугодовой мораторий на его исполнение, либо немедленно внести поправки, отменив формулировку "увольнение без объяснения причин" (так может поступать работодатель в течение двух лет с молодым сотрудником) и сократить испытательный срок до одного года.
Но 22 марта премьер-министр продемонстрировал завидное упрямство и начал сжигать мосты, отрезая правительству пути к отступлению. Отвечая на требования профсоюзов, он заявил, что существуют три вещи, которые по определению невозможны во Франции (очевидно, при его премьерстве). Во-первых, это отзыв проекта первого трудового контракта, на чем, прежде всего, настаивают демонстранты. Иначе "мы капитулируем перед логикой ультиматумов и предварительных условий", - признался он. Невозможна и приостановка действия контракта, так как это будет противоречить конституции Франции. А в-третьих, Доминик де Вильпен отказался вносить в принципы закона какие-либо изменения, потому что искажение сути проекта приведет к потере сбалансированности его положений и лишит всех шансов на успех. Он назвал все это "юридическим формализмом" и предложил работодателям самостоятельно определить время испытательного срока в ходе отраслевых консультаций внутри корпоративного сообщества.
Поэтому точно сказать, о чем будут вестись переговоры на выходных, трудно. Каждая из сторон, очевидно, намерена твердо отстаивать свои позиции. Единственный вопрос, который, вероятно, встанет на повестке дня двухсторонней встречи - это общие шаги по борьбе с проникновением в студенческую среду агрессивных маргиналов и радикальных группировок, которые провоцируют полицию и студенчество на потасовки и драки. Причем уже не раз фиксировались случаи нападения молодых людей с черными повязками на лицах не только на полицейские кордоны, но и на "мирные" демонстрации учащихся вузов и средних школ.
Кабинет Доминика де Вильпена пока не утратил инициативы. Несмотря на случаи нескольких серьезных погромов в Париже, возмущение французских обывателей снова перенесено на выходцев из городских пригородов (учинявших беспорядки еще осенью прошлого года), а волеизъявление "широких студенческих масс" не ассоциируется в их сознании с насилием. Поэтому говорить об угрозе социального взрыва во Франции пока тоже не приходится. Правда, и козырей у премьера практически не осталось, кроме упрямства. Чиновники правительства могут попробовать воспользоваться желанием части студентов возобновить учебный процесс и прекратить забастовки. Сегодня за это выступают десятки тысяч молодых людей. Но профсоюзы поддерживают почти две трети учащихся университетов и часть старшеклассников средних школ.
После предложения премьер-министра Франции о встрече профсоюзные и студенческие организации созвали экстренное совещание, на котором было решено принять вызов де Вильпена и встретиться с ним 25 марта в Матиньонском дворце. Совет утвердил и ранее озвученное заявление о том, что любые переговоры с правительством возможны только после отмены первого трудового контракта. Поэтому призыв провести 28 марта в стране масштабную забастовку, остался в силе. Пожалуй, это единственный серьезный аргумент лидеров манифестантов, способный подействовать даже на самого принципиального политика.
В следующий вторник, который уже называют "черным", к акции протеста студентов могут присоединиться работники воздушного, железнодорожного и муниципального общественного транспорта, металлургии и энергетики. Поддержать учащихся готовы также госслужащие, работники образовательной сферы и СМИ, связисты и почтовики. Профсоюзы этих объединений объявили о предзабастовочной готовности. Прежняя численность демонстраций, достигавших во Франции полтора миллиона человек, может возрасти в несколько раз. Забастовка рабочих грозит и парализацией работы предприятий сферы обслуживания, что очень живо напомнит события 1968 года. Ее последствия могут привести к тому, что нынешний премьер-министр уже точно лишится своего поста.
Однако и в данной ситуации у него есть выход. Доминик де Вильпен может повторить то, что когда-то сделал нынешний президент Франции Жак Ширак. В 1976 году, находясь на посту премьер-министра, он был вынужден отменить новые правила зачисления абитуриентов в университеты, вызвавшие массовые протесты молодежи.
Но де Вильпен и так чувствует серьезную поддержку со стороны Ширака, который не собирается повторять "подвиг" Шарля де Голля, в 1968 году в условиях жесточайшего социального кризиса распустившего парламент и отправившего в отставку премьера Жоржа Помпиду. Этим он только обострил политический кризис, что, отчасти, и привело к уходу с должности самого президента. Шаг де Голля в той ситуации был закономерным, так как студенты и профсоюзы требовали смены всего политического курса. Учащимся же современной Франции достаточно всего лишь социальных гарантий по трудоустройству.
Роспуск правительства Жаком Шираком после того, как он поддержал новый трудовой закон, приведет не только к потере политической репутации президента, но и к подрыву престижа его партии "Союз за народное движение" (ей еще предстоит побороться на выборах в парламент в 2007 году). Поэтому позиции правительственного кабинета нынешнего премьер-министра довольно сильны.
Но Доминик де Вильпен оказался в двусмысленной ситуации, которая грозит ему потерей авторитета и в случае отмены закона, и в случае продолжения противостояния. Выбор меньшего из зол - за ним. Его шансы стать следующим президентом Франции (ближайшие выборы намечены на 2007 год) выглядят неопределенными, но нельзя сказать, что они совсем иллюзорны. Ширак после 1976 года все же смог добраться до президентского кресла, миновав, правда, семнадцатилетний промежуточный этап на посту мэра Парижа.
Руслан Кадрматов