Дмитрий Рогозин заявил, что, "исходя из тактических соображений", он покидает пост председателя партии "Родина". Официально он подаст в отставку на субботнем съезде партии. Он заранее назвал человека, которого хочет видеть своим преемником. Рогозин заявил, что никаких "консультаций с Кремлем" по поводу своей отставки он не проводил. Ранее он заявлял, что власть стремится отстранить его от лидерства в партии и что он вынужден смириться с этим, поскольку "не может ставить партию под удар".
Заявление Рогозина появилось на сайте "Родины" в пятницу накануне съезда. В нем, среди прочего, говорится: "Я продолжу общественную деятельность в несколько ином качестве, о сути которого говорить пока преждевременно. Я по-прежнему остаюсь членом партии "Родина", поскольку полностью разделяю политические взгляды партии".
Между тем член президиума партии Андрей Савельев выразил уверенность, что Рогозин, формально оставив все посты, сохранит за собой фактическое лидерство. "Мы предложили возможность вывода его (Рогозина - Ред.) из-под удара", - сказал Савельев. Рогозин, со своей стороны, сказал, что своей отставкой выводит из-под удара партию. По-видимому, у Рогозина и его сторонников нет единого мнения относительно того, с чем связаны трудности "Родины" последнего времени: с партией в целом или с ее лидером.
Наблюдатели винят в уходе Рогозина "руку Кремля". Считается, что изначально "Родина" была кремлевским проектом, созданным перед думскими выборами 2003 года, чтобы отнять протестный электорат у КПРФ и ЛДПР. Однако успех партии оказался столь крупным, что она стала выходить из-под контроля власти. Рогозин, молодой амбициозный политик, стал представлять слишком серьезную угрозу, и его решили "убрать".
В выборах законодательных собраний субъектов федерации, которые 12 марта проходили в восьми регионах России, "Родина" смогла принять участие только на Алтае - в остальных регионах партия была снята с выборов по разным причинам. Уже 13 марта Рогозин в интервью изданию "Газета" заявил, что против его партии ведется целенаправленная кампания, инспирированная властью. "Не надо обижаться, что оппозиция тоже будет переходить к иным методам борьбы - непарламентским, потому что парламентские себя исчерпали", - сказал Рогозин. Руководство партии дало понять, что на съезде 25 марта предпримет экстраординарные меры.
В этом интервью Рогозин категорически отверг возможность своего отстранения от руководства партией. О предположениях такого рода он заявил: "Это обычная часть кампании по дезориентации общественного мнения. Нас это не беспокоит. От съезда я ожидаю очень важных решений, о которых пока рано говорить, потому что съезд пройдет в закрытом режиме". "В целом решения, которые запланированы на съезде, это мои решения, которые я готовлю и надеюсь их провести в жизнь", - заявил Рогозин.
Однако уже через считанные дни заявления Рогозина приобрели совершенно иную тональность.
Так, 15 марта сопредседатель думской фракции "Родина" Сергей Глазьев написал руководству партии письмо, в котором призвал "вобрать в себя поднимающуюся протестную энергию широких слоев населения и стать наиболее влиятельной и массовой партией", для чего, по мнению Глазьева, следует отказаться от принципа единоначалия в партии, заменив его коллегиальным руководством.
Рогозин прямо заявил, что для него институт сопредседателей партии неприемлем, однако выразил готовность уйти c поста председателя, если этого потребуют интересы партии и политическая целесообразность. Газета "Коммерсант" (за 16 марта) приводит следующее его высказывание: "Как ответственный политик, я не могу ставить под удар партию, сводить всю мою борьбу к рамкам именно политической партии. С другой стороны, я должен думать над тем, чтобы продолжить свою борьбу, может, даже ужесточив свои позиции, но в несколько иной области, например, через создание сетевой структуры, сетевой организации".
Что может представлять собой эта "сетевая структура" и в каком "новом качестве" Рогозин намерен продолжать заниматься общественной деятельностью, пока неизвестно.
Вместо себя председателем партии "Родина" Рогозин призвал избрать председателя президиума и главу исполкома партии Александра Бабакова, которого считает своим другом и единомышленником. Рогозин заявил, что видит основную задачу партии в "консолидации патриотических сил России" и что, по его мнению, под руководством Бабакова "Родине" это удастся.
Дмитрию Рогозину 42 года. По первому образованию он журналист-международник (окончил МГУ), по второму - экономист (Университет марксизма-ленинизма при московском горкоме КПСС), имеет ученую степень доктора философских наук.
Практически ничем, кроме политики, Рогозин в своей жизни не занимался. В 1993 году он создал и возглавил народно-патриотическое движение "Конгресс русских общин", с 1997 года - депутат Госдумы (депутатские группы "Российские регионы" и "Народный депутат", фракция "Родина" - лидер). "Коньком" Рогозина всегда была "защита прав простых русских людей": после избрания в Думу на довыборах 1997 года по Аннинскому избирательному округу Воронежской области он в качестве заместителя председателя Комитета по делам национальностей занимался проблемами защиты прав русского населения на Северном Кавказе; в 2002-2004 года был специальным представителем президента по проблемам Калининградской области, связанным с расширением Евросоюза (за работу на этой должности Рогозин получил официальную благодарность от президента Путина). В Думе III созыва (1999-2003 годы) являлся председателем Комитета по международным делам и руководителем российской парламентской делегации в ПАСЕ.
Положение Дмитрия Рогозина в российской политике трудно охарактеризовать иначе как двусмысленное. Будучи лидером партии, позиционирующей себя в качестве "единственной оппозиционной парламентской партии" (интервью Рогозина программе "Неделя", Ren-TV, 20 марта), он критикует правительство, партию власти, администрацию президента, но только не самого президента Путина.
Рогозин критикует тех, кто непопулярен - министра здравоохранения и социального развития Михаила Зурабова и министра экономического развития Германа Грефа (за монетизацию льгот и вообще за плохую, по его мнению, социальную политику), главу РАО "ЕЭС" Анатолия Чубайса (за рост тарифов и за "криминальную приватизацию"), либералов. Достается от него и "Единой России" (за отсутствие идеологии и за то, что идет на поводу у правительства), и Кремлю. Но в понятие "Кремль", по Рогозину, парадоксальным образом не входит президент Путин. Публично критиковать имеющего очень высокий рейтинг поддержки главу государства Рогозин не отваживался ни разу.
Поэтому достаточно распространен взгляд на Рогозина как на "ручного" оппозиционера - политика, в общем, лояльного, но, в интересах власти, направленного руководить оппозиционным движением. Но даже если это и так, энергия и амбиции Рогозина делают его не самым удобным партнером для этой самой власти.
Блок "Родина", созданный перед парламентскими выборами 2003 года, объединил оппозиционные партии, называвшие себя "народно-патриотическими" и при этом сочетавшие "левизну" экономических взглядов с подчас достаточно жесткой националистической риторикой. Избирателю было предложено несколько весьма привлекательных идей: борьба с олигархией, введение "природной ренты", защита интересов русскоязычных граждан в тех странах, где они составляют притесняемое меньшинство ("там, где трудно быть русским", как говорилось в одном из агитационных телевизионных роликов).
Блок имел, так сказать, два "эшелона" лидеров. Один составляли профессиональные политики - прежде всего сам Дмитрий Рогозин, а также Сергей Бабурин и Валентин Варенников, их можно назвать харизматическими лидерами блока. Другой эшелон - профессиональные экономисты, в первую очередь Сергей Глазьев и Виктор Геращенко, лидеры интеллектуальные. Манера ведения предвыборных дебатов тех и других разительно отличалась, однако они всячески демонстрировали единство и сплоченность, как, например, в знаменитом ролике с участием Глазьева и Рогозина, снятом в думской столовой ("Не люблю я олигархов". - "Ты просто не умеешь их готовить").
Однако после выборов внутренние конфликты и скандалы стали постоянными спутниками блока "Родина" и его парламентской фракции. Рогозин хотел поддержать на президентских выборах Владимира Путина, однако протестный характер его блока вынудил его выдвинуть собственного кандидата. Им стал Виктор Геращенко. Сергей Глазьев же решил пойти на выборы самостоятельно, что стало причиной ожесточенного конфликта. 22 января 2004 года ЦИК отказал Геращенко в регистрации, после чего Рогозин объявил, что "Родина" поддерживает Путина, а участие в выборах Глазьева - его личное дело. Глазьев заручился поддержкой одной из блокообразующих партий - "Народная воля", но выборы проиграл. 4 марта он был отстранен от руководства фракцией "Родина" в Думе и смещен с поста вице-спикера (фракцию возглавил Рогозин, а вице-спикером стал Сергей Бабурин).
В дальнейшем блокообразующие партии то и дело ссорились между собой, раскалывались и восстанавливали единство. Как правило, "раскольники" обвиняли Рогозина в стремлении к диктатуре во фракции и в партии. Рогозин переименовал свою Партию российских регионов в "Родину", чем подал повод к обвинениям в узурпации популярного брэнда. В декабре он предложил Сергею Бабурину распустить возглавляемую им партию "Народная воля" и войти вместе со своими сторонниками в его партию. Бабурин отказался, а летом 2005 года совместно с лидером третьей блокообразующей партии - Социалистической единой партии России - Василием Шестаковым подал на Рогозина в суд, требуя запретить ему использование название "Родина" для своей партии. В результате "Родин" в Думе стало две: "бабуринская" ("Народная воля" - СЕПР) и "рогозинская". Сопредседателем "рогозинской" фракции стал Сергей Глазьев, однако в партии Рогозин сохранил единоличное лидерство.
Уход Рогозина с руководящих постов в "Родине" сам по себе едва ли будет означать сколько-нибудь существенные перемены в парламентской и вообще политической жизни России. Впрочем, новая "сетевая структура", о которой Рогозин говорил столь туманно, вполне может стать той дополнительной силой, которая, работая уже лично на него, консолидирует "народно-патриотический" протестный электорат именно вокруг Рогозина, а не вокруг "Родины". Тогда "Родина" вполне может стать элементом этой масштабной политической структуры, выстроенной "под Рогозина".
...2008 год не так далек, как кажется.
Иван Грушин