Мир
00:43, 31 марта 2006

Иран избежал ультиматума И получил от Совбеза ООН новую отсрочку

Совет безопасности ООН принял резолюцию, которая обязала Иран в течение 30 дней полностью прекратить все работы, связанные с обогащением урана. 15 членов Совбеза единогласно поддержали этот документ. Что будет делать Совбез, если Иран в очередной раз откажется идти на уступки, остается неясным.

В самом начале резолюции признается право всех участников Договора о нераспространении ядерного оружия развивать мирную атомную энергетику. Вместе с тем в документе выражается обеспокоенность по поводу ядерных исследований в Иране и подчеркивается, что международные инспекторы до сих пор не убедились в исключительно мирном характере иранской ядерной программы. Гарантией нераспространения ядерного оружия авторы резолюции считают отказ Ирана не только от промышленного обогащения урана, но и от научно-исследовательских работ в этой сфере.

Резолюция была принята после длительных консультаций с участием постоянных членов Совета безопасности ООН - США, России, Великобритании, Франции и Китая. Они согласовали проект документа и вечером 29 марта вынесли его на голосование Совбеза в полном составе. Госсекретарь США Кондолизза Райс признала, что резолюция стала компромиссом, для достижения которого американским и российским представителям пришлось пойти на взаимные уступки. По ее словам, было чрезвычайно важно достичь единства постоянных членов Совбеза ООН. Чтобы добиться такого единства, США согласились увеличить срок, отведенный Ирану на прекращение ядерных исследований, с 14 до 30 дней.

По прошествии этого срока директор Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Мохамед Эль-Барадей должен представить доклад о выполнении Ираном выдвинутых требований. Дальше авторы резолюции загадывать не решились. В документе нет предупреждения о возможном введении экономических или политических санкций, как нет и никаких других угроз в адрес Ирана. Райс опровергла сообщения о том, что американская администрация требовала включить в резолюцию пункт о санкциях. По словам госсекретаря США, санкции - не единственное оружие в арсенале Совбеза, которым можно повлиять на иранское правительство. Что конкретно имеется в виду, Райс не уточнила.

Министр иностранных дел Ирана Манушер Моттаки. Фото AFP
Lenta.ru

Реакция Ирана на принятие резолюции оказалась вполне ожидаемой. Министр иностранных дел Ирана Манушер Моттаки назвал рассмотрение вопроса об иранской ядерной программе в Совбезе ООН "еще одним свидетельством политических маневров некоторых западных стран". По словам Моттаки, резолюция Совбеза является несправедливой, демонстрирует двойные стандарты и вполне соответствует принципам политики с позиции силы. Моттаки заявил о готовности сотрудничать с МАГАТЭ, однако ни о каких уступках говорить не стал. Представитель Ирана в МАГАТЭ Али Ашгар Солтани подчеркнул, что Иран не намерен возобновлять мораторий на обогащение урана.

Действия Совета безопасности ООН вполне позволяют Ирану тянуть время. Заседание МАГАТЭ, после которого вопрос об иранской ядерной программе был передан на рассмотрение Совета безопасности ООН, состоялось три недели назад. Теперь Ирану предоставили еще месяц, в течение которого иранские ядерщики смогут совершенно безбоязненно обогащать уран в любых количествах. На то, что за это время постоянные члены Совбеза решат все разногласия, рассчитывать почти не приходится. Россия и Китай по-прежнему выступают категорически против введения санкций в отношении Ирана и силового решения кризиса.

Встреча глав внешнеполитических ведомств США, России, Великобритании, Франции, Китая и Германии, состоявшаяся после заседания Совета безопасности ООН, не внесла ясности относительно дальнейшего развития событий. Участники переговоров старательно обходили вопрос о санкциях. "Сейчас начался 30-дневный период, Иран должен сделать свой ход. Все остальное в настоящее время не относится к публичной сфере", - заявил министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер. По его словам, Ирану следует выбрать между переговорами и изоляцией, на которую он сам себя обрекает, продолжая обогащение урана.

Госсекретарь США Кондолизза Райс. Фото AFP
Lenta.ru

Министр иностранных дел Великобритании Джек Стро в ответ на настоятельные вопросы журналистов не исключил, что в дальнейшем Иран может столкнуться с санкциями. По словам Стро, иранское правительство просчиталось, когда решило возобновить обогащение урана. "Они думали, что международное сообщество разделится по этому вопросу, но на самом деле оно становится все более и более единым", - заявил британский министр. При этом Стро нашел слова, чтобы подтолкнуть иранское руководство к уступкам: он пообещал Ирану "очень много всего хорошего".

Моттаки заявил, что Иран считает введение санкций маловероятным, однако готов к любому повороту событий. Очевидно, иранское руководство готовится и к вооруженному столкновению с западными странами. 31 марта Иран начнет масштабные маневры, в которых примут участие военнослужащие корпуса стражей исламской революции, регулярная армия, флот, резервисты и полиция - всего более 17 тысяч солдат и моряков. Во время учений иранское командование намерено задействовать корабли, самолеты, вертолеты и ракетные установки. Маневры пройдут по всей протяженности иранского побережья Персидского и Оманского заливов.

Особое внимание иранские военные уделят учениям в районе Ормузского пролива, который соединяет Персидский залив с Индийским океаном. Через этот пролив обеспечиваются 25 процентов поставок нефти, добываемой во всем мире. В частности, через пролив проходят танкеры с нефтью из Кувейта и Объединенных Арабских Эмиратов. Говоря о предстоящих маневрах, иранские военные не преминули отметить, что именно они обеспечивают безопасность в этом стратегически важном районе.

В конце января заместитель главы комитета по национальной безопасности и иностранным делам иранского парламента Мохаммед Наби Рудаки пригрозил принять силовые меры, чтобы перекрыть поставки нефти через Ормузский пролив. При этом Рудаки предостерег международное сообщество от введения международных санкций против Ирана. Предстоящие маневры вкупе с угрозами применения "нефтяного оружия" совсем не похожи на мирный жест. Безусловно, учения были запланированы задолго до принятия резолюции Совбеза ООН, однако совпадение оказалось очень символичным. Ирану не потребовалось целых 30 дней, чтобы сделать ответный ход, о котором говорит министр иностранных дел Германии.

Дмитрий Томилов

< Назад в рубрику