Бывший СССР
01:49, 1 апреля 2006

Грузины заскучали по революции Тысячи оппозиционеров толпятся в центре Тблиси, ожидая того, кто мог бы их объединить

В четверг грузинское руководство, пришедшее к власти после "революции роз", впервые столкнулось с массовым протестом людей, недовольных их политикой. Хотя митинг сторонников разрозненных оппозиционных партий сложно назвать началом новой революции, все же он стал тревожным звонком для Михаила Саакашвили и его команды. Грузинские политики лучше других знают, что в их стране любая смена власти в абсолютном большинстве случаев связана с действиями доведенной до отчаяния улицы.

Участники мероприятия, собравшиеся в четверг на проспекте Руставели, представляли собой настоящий винегрет из недовольных нынешней властью. Отставные сотрудники правоохранительных органов, родственники посаженных ими заключенных, уличные торговцы и сотрудники Академии наук Грузии, студенты и пенсионеры, активисты консервативной, лейбористской, республиканской и многих других партий - все пришли к зданию парламента, чтобы выразить свой протест против установившихся порядков.

Многие из митинговавших на дух не переносят друг друга, называя соратников по оппозиционному лагерю соглашателями, предателями интересов Грузии и прочими нехорошими словами. Из-за этого сторонники бывшего министра государственной безопасности Грузии Игоря Гиоргадзе были вынуждены протестовать отдельно от других - у здания госканцелярии.

Однако при всех противоречиях между участниками демонстрации, их нелюбовь к Саакашвили и его правительству оказалась сильнее.

Правительство страны обвинили в "беспределе", якобы взятом на вооружение правоохранительными органами, в катастрофическом обнищании пенсионеров и молодежи, массовых увольнениях среди ученых и сотрудников правоохранительных органов и даже в укрывательстве организаторов убийства сотрудника одного из местных банков Сандро Гиргвлиани.

Мать убитого, выступая перед собравшимися, пообещала не покидать площадь до тех пор, пока не будут найдены и наказаны организаторы и исполнители этого убийства. Причем у митинговавших почти не было сомнений в том, что среди заказчиков - высшие чины МВД, в связи с чем протестующие потребовали отставки главы министерства Вано Мерабишвили, а заодно - главы Минюста Георгия Каквтарадзе и начальника департамента исполнения наказаний Бачо Ахалая. Однако последних двух, в основном, винили в излишней жестокости при подавлении недавнего бунта заключенных в одной из тюрем.

Жены заключенных взволнованны сообщениями о жестоком подавлении бунта. Фото AFP
Lenta.ru

Лидеры манифестантов, выступавшие перед собравшимися, настроены были решительно и требовали отставки главы государства. По мнению лидера Народного фронта Нодара Нотадзе, Михаил Саакашвили регулярно изменяет родине, произнося словосочетание "Южная Осетия". Нодадзе уверен, что такого понятия вообще не существует, так как Осетия только одна и находится она на Северном Кавказе. То, что все прочие люди называют Южной Осетией, он считает "оккупированной грузинской территорией".

Хотя недовольных действиями нынешних властей хватает и положение многих слоев общества действительно незавидное, оппозиционерам не удалось собрать на проспекте Руставели 50 тысяч сторонников, как они изначально рассчитывали. По разным оценкам, к зданию парламента пришли от пяти до десяти тысяч манифестантов.

Во многом этот неуспех оппозиции объясняется удачным упреждающим ходом властей. Накануне митинга по местному телевидению показали полудокументальный фильм, главная мысль которого сводилась к тому, что выступления против действующего режима инспирированы врагами демократии и порядка из-за границы. В числе прочего в этом криминально-политическом "триллере" прозвучали записи телефонных переговоров одного из грузинских "воров в законе". Сначала он подбивал своих "коллег", находящихся в тюрьме, на бунт, а затем перезванивал руководителям оппозиционных партий и правозащитных организаций, призывая их поддержать выступление заключенных, дабы оно переросло в революцию.

Грузины митингуют охотно и экспрессивно. Фото AFP
Lenta.ru

Многие из намеревавшихся принять участие в митинге поверили изобразительной силе ТВ и, испытав приступ негодования в отношении лидеров оппозиции, остались дома. Другие просто не захотели участвовать в одном мероприятии со своими политическими оппонентами. Ведь, например, лозунги сторонников Гиоргадзе и Нотадзе являются зеркально противоположными. Но фактом остается то, что лидеры недовольных грузин явно переоценили свои возможности. И слабость их в первую очередь - в их множественном числе. Лидера, который мог бы объединить под своим знаменем всех или хотя бы значительную часть противников действующего режима, на холмах Грузии пока не заметно.

Для того чтобы победить Саакашвили, оппозиции требуется свой вариант нынешнего президента - красноречивый человек, который мог бы разжечь недовольство, копящееся в обществе. Кроме того, нужен проект развития страны, альтернативный "строительству демократии" и "объединению земель грузинских", которые эксплуатируются действующей властью. Учитывая состояние грузинского общества и те проблемы, которые являются для него самыми болезненными, можно сказать, что привлекательной программой может стать только повышение благосостояния граждан страны.

Человек, который сможет пообещать грузинам не только демократию, но и просто деньги, причем сделает это достаточно убедительно, сможет рассчитывать на приход к власти традиционным для Грузии способом - через очередную революцию. А правительство Саакашвили своими действиями в области экономики сделает все возможное, чтобы помочь в этом деле своим преемникам.

Евгений Родионов

< Назад в рубрику