Упразднить дисциплинарные батальоны и возродить гауптвахты, а также создать в воинских частях дисциплинарные суды, по решению которых провинившихся будут отправлять на "губу" - с таким предложением глава Минобороны Сергей Иванов выступил на посвященном вопросам армейской дисциплины II Всеармейском совещании офицеров войскового звена, где присутствовал также и президент Владимир Путин.
Это предложение стало, пожалуй, первым конкретным предложением министра обороны по борьбе с "дедовщиной" в российских вооруженных силах. До сих пор на все обвинения со стороны правозащитников, СМИ и своего основного противника Главной военной прокуратуры Иванов отвечал довольно неубедительно. Либо сваливал ответственность за преступность в армии на общество, (что до боли напоминало популярный отечественный фильм, где один из главных героев-бандитов на чей-то упрек отвечает "Не мы такие - жизнь такая"), либо требовал докладывать ему лично о любом даже самом мелком происшествии в войсках, связанном с неуставными отношениями. Действенность последнего распоряжения крайне сомнительна - ни один командир, находящийся в своем уме, не доложит министру о "дедовщине" во вверенной ему части.
Исправить ситуацию с преступностью в целом и неуставными отношениями в частности, по мнению Иванова, поможет содержание провинившихся на гауптвахтах, расположенных прямо на территории воинских частей. "Нужен дисциплинарный арест. Нужен закон, позволяющий упростить процедуру его применения. Очень надеюсь, что Госдума в ближайшее время рассмотрит этот законопроект", - заявил Иванов. В рамках "упрощения процедуры" предполагается создать в частях дисциплинарные суды, которые и будут принимать решение об отправке нарушителей на "губу".
Существовавшие ранее в Вооруженных силах России и СССР гауптвахты были двух типов - гарнизонные и войсковые. На гауптвахте содержали военнослужащих арестованных в дисциплинарном порядке, находящихся под следствием или судом, а также осуждённых военным трибуналом к содержанию на гауптвахте и осуждённых военным трибуналом к другим мерам наказания до вступления приговора в законную силу. До недавних пор за грубый дисциплинарный проступок человек военный - от солдата до прапорщика - мог попасть на "губу" на срок от 3 до 10 суток.
Гауптвахта была упразднена в середине 2002 года под нажимом правозащитников, справедливо утверждавших, что нельзя лишать человека свободы иначе как по решению суда. Минобороны было вынуждено согласиться, но с одной оговоркой - военнослужащие и сейчас могут содержаться под арестом, но только по решению военного суда и сроком не более трех суток. В дисциплинарные батальоны отправляли военнослужащих, приговоренных судом за более серьезные преступления на срок от шести месяцев до двух-трех лет.
Похоже, что глава Минобороны пытается перехватить инициативу в затяжном противостоянии военного ведомства и Главной военной прокуратуры. Последняя до сих пор одерживала верх, регулярно публикуя безжалостную статистику преступности в вооруженных силах. Однако в марте 2006 года Иванов предложил создать целый институт, призванный противодействовать военной прокуратуре - военную адвокатуру. Такое предложение содержалось в приказе министра обороны, утверждавшем методические рекомендации "по вопросам взаимодействия личного состава вооруженных сил с органами предварительного расследования".
Копия этого документа оказалась в распоряжении газеты "Коммерсант", которая написала, что по сути приказ главы оборонного ведомства требует ограничения общения военнослужащих с органами военного следствия и, в особенности, с военной прокуратурой. Согласно документу, решения о контактах с органами прокуратуры командиры смогут принимать лишь после консультации с правовыми службами министерства. Кроме того, юрист Минобороны обязан присутствовать на допросах военнослужащего и сопровождать его на встречи с представителями органов следствия.
Как заявили представители Минобороны, гражданский подозреваемый, обвиняемый или свидетель сегодня более защищен, чем военнослужащий, и институт "военной адвокатуры" должен обеспечить им равные возможности защиты. По словам военных, причиной издания приказа и методических рекомендаций стали многочисленные жалобы военнослужащих на действия военной прокуратуры.
Учитывая давнишнюю неприязнь между военным ведомством и главной военной прокуратурой, а также стремление Минобороны сделать вооруженные силы как можно более закрытыми для контроля и даже наблюдения со стороны, можно предположить, что заседать в дисциплинарных судах будут все те же военные юристы, а еще вероятнее, просто старшие офицеры части.
В таком случае принцип "невынесения сора из избы" будет реализован на 100%, а Минобороны больше не нужно будет отчитываться и тем более оправдываться перед кем бы то ни было.
В этой ситуации Главная военная прокуратура останется совсем без работы, и тогда ее можно будет упразднить, как это уже предлагал Иванов в 2005 году.
Петр Пархоменко