Еще в конце марта на допросе в Генпрокуратуре адвоката "ЮКОСа" и советника президента компании Василия Алексаняна предупреждали, чтобы он держался подальше от этой фирмы. Алексанян не послушался. 1 апреля он стал исполнительным вице-президентом "ЮКОСа", а уже 6 апреля ему было предъявлено обвинение в хищении имущества и акций Восточной нефтяной компании и "Томскнефти" на общую сумму более 12 миллиардов рублей. В настоящее время адвокат находится в изоляторе временного содержания, а в пятницу суд должен санкционировать его арест.
До недавнего времени Алексанян широкой общественности известен не был. Будучи не просто адвокатом "ЮКОСа", но главой правового управления компании в статусе вице-президента, он в числе других юристов представлял интересы главы МФО "МЕНАТЕП" Платона Лебедева и экс-главы "ЮКОСа" Михаила Ходорковского в Мещанском суде. Кстати, Алексанян - один их двух адвокатов, которые присутствовали на первом допросе Ходорковского после его задержания в октябре 2003 года (вторым был Антон Дрель). Еще раз главный юрист "ЮКОСа" промелькнул в сообщениях СМИ в апреле 2004 года, когда Генпрокуратура арестовала швейцарские счета двух десятков фигурантов "дела "ЮКОСа" (в том числе и Алексаняна), утверждая, что на них переведена часть похищенных у государства средств.
В марте 2006 года произошли два события, непосредственно связанных с "ЮКОСом". Во-первых, суд начал процедуру банкротства компании. Во-вторых, внутри нее самой, а точнее - внутри ее руководства, разгорелся конфликт: московское начальство отказалось выполнять указания зарубежного. Анатолий Назаров, президент "ЮКОС РМ" (одной из двух расположенных в столице РФ управляющих "ЮКОСом" компаний) выразил сомнение в том, что "ЮКОС" может эффективно управляться из Лондона, где находятся в том числе президент "ЮКОСа" Стивен Тиди и вице-президент Юрий Бейлин.
1 апреля Тиди назначил Алексаняна исполнительным вице-президентом "ЮКОСа" с полномочиями президента компании. При этом Алексаняну была поставлена совершенно определенная цель: реформировать структуру управления "ЮКОСа" с тем, чтобы решения ее руководства исполнялись максимально эффективно. Другими словами, в обход управляющих компаний.
Все по сюжету
Взлет и падение Алексаняна
Как пояснил сам Алексанян, в настоящее время "ЮКОС" представляет собой холдинг и самостоятельной хозяйственной деятельности фактически не ведет, его "дочки" формально подчиняются не президенту, а двум ЗАО - "ЮКОС РМ" и "ЮКОС ЭП". При этом руководители этих управляющих компаний не являются должностными лицами "ЮКОСа", и во время корпоративного конфликта руководство материнской компании не имеет возможности воздействовать на руководство дочерних компаний. Кроме того, по мнению Алексаняна, более простая схема управления облегчила бы работу временного управляющего "ЮКОСа" Эдуарда Ребгуна.
Но всем этим реформам, видимо, сбыться не суждено. Еще за день до своего нового назначения, 31 марта, Алексанян был доставлен в Генпрокуратуру, где его допросили в рамках дела о хищении имущества и акций Восточной нефтяной компании и ее подразделения "Томскнефть".
В тот же вечер Алексаняна отпустили, не предъявив ему никаких обвинений - дело в том, что он обладает статусом адвоката, и для официальных обвинений в его адрес требуется санкция суда.
И Симоновский суд Москвы в четверг такую санкцию дал. Исследовав в течение часа два тома предоставленных Генпрокуратурой документов, он усмотрел в действиях адвоката состав преступления и разрешил предъявить ему обвинение по двум статьям УК РФ: 160 ("Присвоение или растрата") и 174.1 ("Легализация денежных средств"). По мнению следствия, Алексанян похитил у "Томскнефти" и ВНК свыше 12 миллиардов рублей, а легализовал еще 12,7 миллиардов.
Любопытно, что аналогичные обвинения выдвинуты еще двум "юкосовцам": Дмитрию Гололобову, бывшему коллеге Алексаняна, также занимавшему пост начальника правового управления "ЮКОСа", и их заместителю Светлане Бахминой. Гололобов в настоящее время для российского правосудия недосягаем, так как находится в Лондоне, процесс же по делу Бахминой идет полным ходом: прокурор уже затребовал для нее 9 лет тюрьмы, и приговор матери двоих детей, как ожидается, будет вынесен 19 апреля. При этом, выступая с последним словом, Бахмина не просто заявила о своей невиновности, но переложила всю вину на своих бывших начальников, пояснив, что сама никаких решений не принимала, а готовила все юридические документы, в том числе о процедуре создания дочерних фирм, по указанию Гололобова и Алексаняна.
Стоит также отметить, что накануне заседания Симоновского суда, в ночь со среды на четверг, Генпрокуратура учинила обыск на даче и в квартире Алексаняна, напугав его родителей и зачем-то изъяв, кроме документов, деньги и коллекцию швейцарских часов.
Итак, в четверг Генпрокуратура получила разрешение предъявить Алексаняну обвинения. Но чтобы сделать это, надо было знать, где он находится - на суде адвокат не присутствовал, и где его искать, не знал даже его защитник Геворг Дангян. Тем не менее установить местонахождение Алексаняна правоохранительным органам труда не составило - как утверждал сам потенциальный обвиняемый, за ним уже неделю велось наружное наблюдение.
Алексанян с тремя знакомыми находился в своей квартире. Открывать дверь оперативникам они не стали, и те вскрыли ее с помощью МЧСовцев, а затем, ворвавшись внутрь, зачем-то положили всех лицом на пол. Алексаняну было зачитано решение суда, после чего его отвезли в следственное управление Генпрокуратуры, где предъявили обвинения и после пятичасового допроса перевели во временный изолятор.
В пятницу около часа дня Басманный суд Москвы начал рассматривать вопрос об аресте исполнительного вице-президента "ЮКОСа". На момент написания статьи о решении суда еще неизвестно, но каково оно будет, предугадать несложно.
Алексей Гапеев