В начале апреля 2006 года "Газпром" заявил о намерении поднять в 2007 году цены на российский газ, поставляемый в Белоруссию, в три раза. В результате республике пришлось бы выкладывать по 150 долларов за тысячу кубометров газа, что для нее вряд ли возможно. "Газпром" дал понять белорусской стороне, что цена может измениться в зависимости от встречных предложений правительства.
Срок, в течение которого белорусам требовалось заинтересовать "Газпром" выгодными совместными проектами, оказался довольно короток и истекает 30 апреля. Однако ни для кого не секрет, что по-настоящему газовый концерн интересует только половина "Белтрансгаза", управляющего всей газотранспортной системой страны.
До сих пор правительству Белоруссии удавалось так или иначе отстоять как независимость своих экспортных газопроводов, так и низкую цену на российский газ. Для этого президентом Белоруссии Александром Лукашенко широко использовался административный ресурс, возникший на фоне виртуальной деятельности Союзного государства.
Правительству республики в целом и министру энергетики Белоруссии Александру Агееву в частности потребовалось чуть больше недели, чтобы выступить с сенсационным заявлением - страна готова реализовать с "Газпромом" целых пять совместных проектов, но приватизация "Белтрансгаза" в их число не входит.
Всех проектов белорусы не раскрывают. Известно лишь, что им бы хотелось проложить вторую нитку газопровода Ямал-Европа, построить подземное хранилище газа или совместно с "Газпромом" построить Березовскую ГРЭС. По некоторым данным, в Белоруссии также рассчитывают на помощь "Газпрома" в строительстве завода минеральных удобрений "Азот". Впрочем очевидно, что все они менее привлекательны, чем точка, которую стремится поставить "Газпром" в своих странных отношениях с Белоруссией.
В свое время вопрос о приватизации "Белтрансгаза" и повышении цен на газ уже приводили к прекращению всех поставок голубого топлива "Газпромом" в Белоруссию. Тогда, в начале 2004 года, российский газовый концерн требовал всего лишь повысить цены до 50 долларов.
Впрочем, даже отключение газа не сломило дух братского белорусского народа. Александр Лукашенко сначала отказался приватизировать "Белтрансгаз", а затем единственный из всех лидеров СНГ добился беспрецедентно низких цен на газ, выставленных "Газпромом" в ответ на обещание приватизации газопровода.
Чуда не произошло. Очень быстро выяснилось, что теперь Лукашенко собирается очень дорого отдать газовую независимость Белоруссии. Лидер республики запросил за "Белтрансгаз" 5 миллиардов долларов. Аналитики оценили компанию в миллиард. "Газпром" настаивал на балансовой стоимости, которая составляет полмиллиарда долларов.
Как всегда в подобных сделках, проблема заключалась в поиске независимых оценщиков. Белорусы со свойственным им патриотизмом предложили своих аудиторов. В ответ "Газпром" попросил воспользоваться услугами экспертов компании Deloitte, а именно - специалистами из их московского офиса. Шагом вперед стали апрельские тезисы главы белорусского Минэнерго Александра Агеева, который согласился на оценку "Белтрансгаза" силами аналитиков Deloitte...из лондонского офиса.
"Газпром" еще в самом начале переговоров по ценам на газ, поставляемый в 2007 году, уточнил, что обсуждение началось весной, чтобы успеть к концу года. Тем временем белорусские банкиры уже прикидывают запас прочности местной экономики, которая довольно сильно зависит от российского газа (в самой Белоруссии добывается чуть более процента всего потребляемого газа).
Первый зампред Нацбанка Белоруссии Юрий Алымов уже успокоил парламент республики, заявив, что повышение цен, скажем, на 10 процентов белорусская экономика выдержит. В этом случае стоимость тысячи кубометров газа составит для Белоруссии около 50 долларов - уровень цен, которые предлагал "Газпром" в 2004 году непокорному союзному государству.
Алымов рассказал и о последствиях резкого повышения цен, взяв в качестве примера планку в 95 долларов за тысячу кубометров. По его словам, это приведет к к снижению валютной выручки и проблемам с обменным курсом национальной валюты. Он предложил повышать цены на газ постепенно. Впрочем, можно догадаться, что эта идея вряд ли понравится менеджменту "Газпрома", ведь похожие варианты совсем недавно с нулевым успехом предлагало украинское правительство.
Можно сказать, что Белоруссия ответила асимметрично, вовсе не так, как ожидал "Газпром". Конечно, сначала парламентарии даже называли требования концерна шантажом, однако министры до сих пор сохраняют спокойствие. Не комментирует результаты переговоров и Александр Лукашенко. Для него событием дня стало не снабжение газом Родины, а, как утверждает пресс-служба президента, встреча с чрезвычайным и полномочным послом Азербайджанской Республики Талятом Мусеиб оглы Алиевым.
Очевидно, что в случае повторения ситуации с отключением газа дружба народов с последующим превращением "зайчика" в рубль будет отложена еще на год. При этом времени до 30 апреля, когда российская сторона должна задать общий тон переговоров, остается все меньше.