Экономика
18:31, 14 апреля 2006

Парадокс с банкротством "ЮКОСа" Нефтяная компания снова подалась в американский суд

Парадоксальная ситуация сложилась с "ЮКОСом", в отношении которого Арбитражный суд Москвы начал процедуру банкротства. С одной стороны, банкротом компания, стоимость активов которой, по словам ее президента, превышает ее же долги на 10-13 миллиардов долларов, становиться не хочет. Но - только по российскому законодательству. Зато хочет по американскому: назначенный судом временный управляющий подал заявление о добровольном банкротстве "ЮКОСа" в американский суд. Чем же объясняется такой парадокс?

А объясняется он достаточно просто. Дело в том, что "ЮКОС" уже давно вел переговоры о продаже одного из своих зарубежных активов, а именно - расположенного в Литве нефтеперерабатывающего комплекса Mazeikiu Nafta. В него входят единственный в Прибалтике Мажейкяйский нефтеперерабатывающий завод, морской экспортный терминал Бутинге и Биржайский магистральный нефтепровод. Уставный капитал Mazeikiu Nafta составляет около 235 миллионов долларов, 40,66 процента акций принадлежат правительству Литвы, а 53,7 процента находится под контролем "ЮКОСа", причем не напрямую, а через зарегистрированную в Нидерландах "дочку" Yukos International UK B.V.

В пятницу стало известно, что Mazeikiu Nafta, на которую претендовали "Роснефть", ЛУКОЙЛ, ТНК-ВР, "Русский алюминий" и другие компании, вероятнее всего, достанется казахскому "Казмунайгазу". Оказалось, что "ЮКОС" и правительство Литвы наконец достигли принципиального соглашения о том, что последнее выкупит у нефтяной компании ее долю в концерне за 1,7 миллиарда долларов. При этом необходимые средства будут предоставлены Литве "Казмунайгазом", которому после завершения сделки она продаст юкосовский пакет, а вместе с ним - и 20 процентов принадлежащих ей акций концерна. Подписание соглашения между правительством Литвы и "ЮКОСом" ожидается в ближайшие дни, а в настоящее время в документы вносятся последние технические правки.

Естественно, 1,7 миллиарда долларов не спасут от банкротства "ЮКОС", долги которого только перед российским государством составляют в шесть раз большую сумму. Более того, эти деньги не достанутся вообще ни одному из кредиторов нефтяной компании, заявивших о своих требованиях в Арбитражном суде Москвы. Вырученные от продажи акций Mazeikiu Nafta средства будут находиться под контролем окружного суда Амстердама, который в декабре 2005 года постановил продать зарубежные активы "ЮКОСа" для удовлетворения требований его мажоритарного акционера Group MENATEP и консорциума западных банков - кредиторов компании (по иску которых и была начата процедура банкротства и которые перепродали полумиллиардный долг "ЮКОСа" "Роснефти").

На нефтеналивном терминале Mazeikiu Nafta. Фото с сайта компании
Lenta.ru

Загвоздка же заключается в том, что по российскому законодательству компания, в отношении которой начата процедура банкротства, не имеет права распоряжаться своим имуществом (в случае "ЮКОСа" - стоимостью более 30 миллионов рублей) без одобрения временного управляющего. Об этом 31 марта Эдуард Ребгун напомнил Стивену Тиди в письме, в котором потребовал отчета о ходе переговоров по продаже Mazeikiu Nafta. Российский Минюст, очевидно, тоже осознал, что государство фактически упускает 1,7 миллиарда долларов, большая часть которых может достаться Group MENATEP, и обратился к Литве с просьбой при ведении переговоров о покупке Mazeikiu Nafta применить направленные на удовлетворение интересов кредиторов "ЮКОСа" ограничения. Какие именно ограничения - не совсем понятно, ведь запретить Литве заключать сделки российское министерство не может. Очевидно, оно просто попросило зарубежное правительство иметь в виду, что у "ЮКОСа" есть кредиторы, о которых не стоит забывать.

"ЮКОС", как уже ясно, проигнорировал требование Ребгуна и договорился о продаже Mazeikiu Nafta, а президент нефтяной компании Стивен Тиди выступил с разъяснением, в котором подчеркивал, что "ЮКОС" не делает ничего противозаконного - ведь формально литовским концерном владеет не он, а его дочка, причем нидерландская. А "ЮКОС" даже не вправе размещать на продажу упомянутые акции, так как не является их номинальным держателем.

Чтобы предотвратить продажу зарубежного актива, Ребгуну не оставалось ничего иного, кроме как обратиться в зарубежный суд. Что он и сделал, подав иск о добровольном банкротстве "ЮКОСа" в один из американских федеральных судов по банкротствам, расположенный в Нью-Йорке. В своем заявлении временный управляющий просил защитить зарубежные активы компании, а фактически - наложить запрет на какие-либо операции с ее зарубежным имуществом, и в том числе блокировать продажу "ЮКОСом" комплекса Mazeikiu Nafta. Ребгун, по сведениям Wall Street Journal, также указал, что "грубое пренебрежение" судебным запретом на распоряжение активами со стороны руководства "ЮКОСа" подвергает опасности все российское судопроизводство по делам о банкротстве и создает риск для кредиторов компании.

Все по сюжету
Дело "ЮКОСа"

Здесь следует оговориться, что "ЮКОС" и ранее искал защиты у американского суда. В декабре 2004 года нефтяная компания подала в суд Южного округа Техаса заявление о реорганизации в соответствии с кодексом США о банкротстве, стремясь предотвратить продажу за долги своего основного на тот момент добывающего актива - "Юганскнефтегаза". Но в марте 2005-го суд это заявление отклонил, пояснив, что компания в основном осуществляет свою деятельность на территории России и вопрос о ее банкротстве не может решаться без участия других заинтересованных сторон, в частности, российского правительства. "Юганскнефтегаз" же пошел с молотка и в итоге достался государственной "Росфнети". Более того, сейчас бывшая "дочка" "ЮКОСа" также добивается его банкротства и даже внесена в реестр кредиторов как кредитор третьей очереди. Основанием для иска "Юганска" послужило решение арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа, который в июле 2005 года признал, что "ЮКОС" должен ему более 26 миллионов рублей за транспортировку, технологическую подготовку и сдачу нефти в I квартале 2004 года.

Но в этот раз сложилось иначе, чем год назад. Уже в пятницу Ребгун сообщил, что манхэттенский суд его заявление удовлетворил и временно запретил руководству "ЮКОСа" распоряжаться активами компании. "Суд Нью-Йорка удовлетворил просьбу временного управляющего и запретил руководящим органам ОАО НК "ЮКОС", включая Стивена Тиди, Дэвида Готфри (члена совета директоров "ЮКОСа" - прим. Ленты.Ру), Брюса Мизамора (экс-финансового директора, числящегося в настоящее время в международном аппарате управления компании) и Тима Осборна (управляющего Group MENATEP) вступать или вести переговоры и заключать сделки, связанные с активами НК "ЮКОС" или его дочерними, или аффилированными структурами без согласования с временным управляющим", - заявил Ребгун.

Подчинится ли руководство "ЮКОСа" решению американского суда, станет ясно в ближайшее время.

Алексей Гапеев

< Назад в рубрику