Марафон лучших отечественных спектаклей, объединенных в фестиваль "Золотая маска", завершился вручением премий 17 апреля 2006 года. Жюри проявило исключительную дипломатичность и постаралось наградить всех-всех достойных участников процесса. Гибкий формат "Маски" только способствует тактичности и всеохватности, поскольку для номинаций есть дополнительные возможности: например, для драматических спектаклей существуют категории "Большая форма" и "Малая форма", а также конкурс "Новация".
Вечный спор Большого и Мариинки меж собой можно считать завершившимся в этом году боевой ничьей. Лучшим оперным спектаклем выбрана постановка Аленом Маратра "Путешествия в Реймс" для петербургского театра. Герои этого одноактного вокального шедевра Джоакино Россини, европейские аристократы, стремятся в Реймс на коронацию короля Карла X, но никак не могут сдвинуться с места (почти как чеховские сестры). Превратить знаменитый дивертисмент в зрелищный спектакль, не утратив ни грана музыки, - это очень сложная задача, и Маратра справился с ней с блеском, за что и получил режиссерскую "Маску".
"Тристану и Изольде" в постановке Дмитрия Чернякова, второму оперному фавориту Мариинки, вручили специальную премию жюри музыкального театра - за "музыкальное событие сезона". "Маски" на двоих не делятся, поэтому приходится прибегать к компромиссу. Зато Ларисе Гоголевской, спевшей партию Изольды, досталась премия за лучшую женскую роль.
Нашумевшую постановку Эймунтаса Някрошюса "Дети Розенталя" (ГАБТ, музыка Леонида Десятникова, либретто Владимира Сорокина) "Маской" не наградили, но, как и "Тристана и Изольду", отметили специальной премией - за "инициативу в развитии современной российской оперы".
Большому театру досталась важная балетная премия - за лучший спектакль. Им стал "Сон в летнюю ночь" в постановке Джона Ноймайера.
Еще одну премию за "Сон" вручили Яну Годовскому, танцевавшему Филострата-Пэка. Третья "Золотая маска" для Большого театра досталась в этом году художнику-постановщику. Лучшим назван Семен Пастух, придумавший остроумную сценографию для "Болта", балета на музыку Дмитрия Шостаковича.
Хореографическая "Маска" отправилась к Дэвиду Доусону, поставившему в Мариинке 23-минутный балет "Reverence" на музыку Гевина Брайарса.
Монополию Большого и Мариинки в оперно-балетном "блоке" разбавила двадцатилетняя Мария Абашова, получившая "Маску" за лучшую женскую роль в балете "Анна Каренина" петербургского театра Бориса Эйфмана. Также был отмечен спектакль "Клетка для попугаев" пермского театра "Балет Евгения Панфилова" - в номинации "Современный танец". Эту 35-минутную фантазию на музыку Бизе и Щедрина режиссер, погибший в 2002 году, поставил еще в 1992-ом, а единственная "Маска" ему досталась в 2001 году в категории "Новация" за спектакль "Бабы. Год 1945-й".
В этом году жюри оставило без премий оперных певцов и дирижеров.
Победителями в конкурсе драматических спектаклей большой формы вышли "Три сестры" театра "Мастерская Петра Фоменко". Эту первую постановку Чехова "фоменками" публика впервые увидела осенью 2004 года. За полтора истекших года обаяние сестер Кутеповых (Ксения играет Ирину, а Полина - Машу), Галины Тюниной (Ольга) и других любимых актеров труппы не рассеялось. Мэтру - Петру Наумовичу Фоменко - вручили "Маску" за лучшую режиссерскую работу.
Главными фаворитками "Маски" за лучшую женскую роль были Алиса Фрейндлих в "Оскаре и Розовой даме" (театр Ленсовета, режиссер - Владислав Пази) и Марина Неелова, сыгравшая Башмачкина в гоголевской "Шинели" в "Современнике" (постановщик - Валерий Фокин). Вероятно, жюри было очень трудно сделать выбор, но все-таки они отдали награду Алисе Бруновне. "Оскару и розовой даме" присудили свой приз и зрители. Но "Шинель" тоже не обидели и вручили премию ее художнику-постановщику Александру Боровскому.
Премию за лучшую мужскую роль присудили актеру Малого театра Василию Бочкареву за роль в комедии Александра Островского "Последняя жертва" (постановка Владимира Драгунова).
В драматическом конкурсе, как и в оперном, не обошлось без специальных призов. Жюри особо отметило Кирилла Серебренникова за "создание ярких спектаклей в сезоне 2004-2005 годов": еще бы, сразу две его постановки ("Лес" и "Изображая жертву") номинировались в режиссерской категории. Другая специальная премия ("За разнообразие творческих поисков") отправилась в Омский театр драмы, который привез на "Маску" два спектакля ("Фрекен Жюли" и "Вишневый сад").
Две награды - в категории "Новация" и приз критиков и журналистов - получил спектакль "Между собакой и волком" по мотивам романа Саши Соколова, поставленный Андреем Могучим в петербургском "Формальном театре".
Все четыре премии для лучших мюзиклов и оперетт отправились за Урал. Екатеринбургский Театр музыкальной комедии получил "Маски" за лучший спектакль ("Ночь открытых дверей") и лучшую мужскую роль в нем же (Владимир Смолин). Новосибирский Театр музыкальной комедии увез награды за лучшую женскую роль (Вероники Гришуленко - Розина в "Фигаро здесь!") и за лучшую режиссуру (Леонид Квинихидзе, тот же спектакль).
Три из четырех кукольных наград также достались театрам из восточных краев. Бурятский театр кукол "Ульгэр" из Улан-Удэ забрал две "Маски" за спектакль "Поющая стрела" (лучший спектакль и лучшая работа актера). Режиссерскую премию вручили Евгению Ибрагимову, поставившему в Хакасском театре кукол "Сказка" спектакль "И пишу я тебе в первый раз" ("Оскар и Розовая дама"). Награду для лучшего художника жюри отдало Алевтине Торик за спектакль "Гадкий утенок" в петербургском театре "Бродячая собачка".
Спектакль Михаэля Тальхаймера "Эмилия Галотти", поставленный в берлинском Дойчес-Театер, назван лучшим зарубежным спектаклем, показанным в России в минувшем году (эту постановку драмы Лессинга Тальхаймер привозил на театральный фестиваль N.E.T. в ноябре 2005 года).
***
На скуку, застой и вторичность в отечественном театре нам, кажется, сетовать не приходится. Сезон закрылся, да здравствует новый сезон.
Юлия Штутина