Из жизни
01:17, 19 апреля 2006

Князь Монако не зря ел тушенку Альбер II продолжил дело деда и доехал до Северного полюса на собачьей упряжке

Можно поспорить, привлек ли князь Монако Альбер II внимание мировой общественности к проблемам глобального потепления, когда достиг Северного полюса на собачьей упряжке (такой была его цель). Но зато про это событие упомянули большинство светских репортеров мира, тщательно перечислив, что подавалось в экспедиции к обеду и с кем флиртовал князь. К тому же монарху удалось сделать то, о чем он, возможно, мечтал с детства - свести счеты со своим героическим дедом.

По стопам любимого дедушки

Правящий князь Монако Альбер II был движим самыми благородными мотивами, когда планировал свое путешествие.

С детства маленькому наследнику регулярно рассказывали про его мужественного деда Альбера I, в честь которого и назвали мальчика. Дед был известен в королевской семье как настоящий морской волк. До того как вступить на престол, Альбер I не мог провести без выходов в открытое море и месяца. В качестве капитана собственного исследовательского судна (ну не пиратством же заниматься члену королевской семьи!) дед плавал в самые удаленные уголки мира, где сверлил морское дно, ковырялся в раковинах моллюсков, производил метеорологические исследования и попутно совершил массу научных открытий. На основе этих исследований в Монако был организован собственный Музей океанографии.

Однако главным достижением деда, безусловно, считались его опаснейшие полярные экспедиции (их было четыре). Покорителем Арктики Альбер I мечтал стать с детства, когда зачитывался книжками про путешественников. Поправ все предубеждения в отношении изнеженности особ королевской крови, он все-таки стал героем. Из полярных снегов в Монако были доставлены очередные образцы для музея, легендарные фотографии для семейного альбома, на которых усатый капитан Альбер I, сощурившись, смотрит в заснеженную даль, и дневниковые записи примерно следующего содержания: "Я чувствовал неподдельное счастье, когда снова видел своими глазами суровую меланхолию арктических пейзажей. В этом месте тело и душа закаляются в величественной битве, а разум становится безмятежным и ясным, как в годы первой юности".

Альберу II показывают фото деда, фото с сайта monaco.arctic-expedition.mc
Lenta.ru

Что оставалось маленькому Альберу II? Конечно же, играть в полярных исследователей. Когда он подрос, то, как и дед (который сбежал туда, даже не закончив учебу) отправился служить во флот. В апреле 1982 года Альбер II получил звание капитана корвета и на некоторое время успокоился. Он вернулся на сушу, где принялся изучать то, что требуется будущему правителю государства - рекламу, маркетинг, философию… Впрочем, детские мечты о снегах и экстремальных свершениях не давали ему покоя - наследник престола организовал команду княжества Монако по бобслею для участия в Олимпийских играх, и сам стал ее членом.

И вот в апреле 2005 года умер его отец, князь Ренье. Альбер II принял на себя управление государством. Теперь для него были открыты двери к осуществлению любой мечты. И первым делом, в июле 2005 года князь отправился… на Северный полюс, в те места, где побывал его дед. Он сам сфотографировал полярную бухту, старый снимок которой долгое время разглядывал в семейном альбоме. Однако в 21 веке путешествие на полюс - совсем не то, чем оно было в начале 20-го. Никакого героизма в том, чтобы на комфортабельном самолете слетать туда и обратно, нет.

Фото полярной бухты Лильехук 1906-го и 2005 годов, фото с сайта monaco.arctic-expedition.mc
Lenta.ru

Князь возвратился домой не героем-путешественником, а простым туристом. Однако когда он разглядывал сделанный снимок бухты и сравнивал его с дедовым, то неожиданно обнаружил удивительные вещи. Дело в том, что за сто прошедших лет бухта неузнаваемо изменилась. Там, где был снег - обнажились камни. Там, где громоздились ледники - зияла синяя вода. Повод и цель для настоящего приключения были найдены.

Княжеская экспедиция

В 2006 году Альбер II объявил, что собирается поехать туда, куда так никогда и не попал его дед - на сам Северный полюс, причем на собачьих упряжках. К тому же это должна была быть не просто экстремальная светская забава, а общественно-важное путешествие, цель которого - привлечь внимание людей к проблемам глобального потепления.

Князь подошел к вопросам организации будущей поездки серьезно. Он прошел специальные тренировки в Швеции, в ходе которых даже погружался в прорубь. Он закупил лучшее снаряжение и нанял всемирно знаменитого шеф-повара Алана Дюкасса, который изготовил путешественникам горячие обеды на каждый день пути.

Для освещения экспедиции команда князя разработала специальный сайт, на котором была изложена история его деда (со знаменитыми арктическими фотографиями), представлены две панорамы бухты, вдохновившие Альбера, и вообще все было подготовлено к тому, чтобы отслеживать каждый день его пути. На сайте было объявлено, что путешественников ожидают "экстремальные погодные условия, голодные полярные медведи и опасность столкновения с дрейфующими льдинами".

Князь и некоторые члены экспедиции перед отправкой, фото с сайта monaco.arctic-expedition.mc
Lenta.ru

Альбер набрал специальную команду (нет, штурмовать Арктику одному - это все-таки слишком), в которую вошли восемь тщательно отобранных человек.

Во-первых, это был, безусловно, он сам. Затем следовали заводчик ездовых собак с помощником (собаки - важнейший часть полярного путешествия), двое проводников, руководитель проекта русский полярник Дмитрий Шпаро, врач странной японской наружности и, для экзотики, - девушка, альпинистка-рекордсменка и любительница приключений.

Да, русские также участвовали в организации этого приключения. Дело в том, что езда на собаках до Северного полюса от какого-либо населенного пункта заняла бы недели и недели пути, в течение которых с экспедицией действительно могли случиться совершенно непредвиденные вещи. А вот путь туда же от русской полярной станции Борнео - максимум четверо суток. Безусловно, второй вариант был гораздо предпочтительней. Поэтому Альбер еще в момент планирования обратился к России с просьбой разрешить ему стартовать из Борнео. Российская сторона была только рада принять высокопоставленного гостя. Тут же был назначен ответственный за встречу делегации князя (ни много ни мало вице-спикер Государственной Думы РФ бывший полярник Артур Чилингаров), которая должна была состояться со всем возможным русским гостеприимством.

И вот в апреле 2006 года восемь членов экспедиции собирались в шведском городе Свалбард, расположенном за полярным кругом, где у них было несколько дней для того, чтобы "проверить снаряжение" и "познакомиться с собаками". После этого команда погрузилась на Ан-74, который доставил их на Борнео (да, кстати, авиация ФСБ РФ во главе с генералом Николаем Гавриловым обеспечивала доставку грузов экспедиции и разведку метеорологических условий).

Альбер II в экспедиции ест горячий обед от Алана Дюкасса, фото с сайта monaco.arctic-expedition.mc
Lenta.ru

13 апреля путешественники, наконец, погрузились на упряжки (каждый управлял своей, в том числе и князь) и отправились в точку с нулевыми координатами. Им предстояло проехать около ста километров (из-за подвижек льда это расстояние могло увеличиться). Впереди, согласно данным, полученным от генерала Гаврилова, никаких проблем не должно было быть.

Так оно и случилось. За 4 дня экспедиция благополучно добралась до вожделенного полюса. Был холод, были палатки на снегу, был даже немного потрепавший нервы инцидент, во время которого один из заводчиков собак упал в прорубь. В финале - было шампанское и российские вертолеты, которые доставили князя обратно на Борнео, где его ждала еще более теплая встреча. После этого была даже прием у президента РФ Владимира Путина, который объявил, что монарх "не зря ел тушенку на Северном Полюсе, поскольку его экспедиция привлекла дополнительное внимание к проблемам Арктики". После этого было возвращение в родное королевство, торжественный прием, заголовки в газетах с именем Альбера…

Один из них даже гласил: "Альберт второй дойдет до Полюса за первого". По крайней мере в глазах российских журналистов князю Монако удалось обойти героического деда.

Екатерина Чекушина

< Назад в рубрику