Россия
22:04, 21 апреля 2006

Благовещенск без конца Расследование милицейской операции в городе Башкирии завершится еще не скоро

20 апреля Верховный суд Башкирии отменил обвинительный приговор Благовещенского районного суда в отношении трех подсудимых, которые проходили по делу об избиении милиционеров, и направил материалы на доследование в тот же суд Благовещенска. Напомним, что, по версии следствия, именно нападение на троих милиционеров, которые хотели задержать подвыпивших мужчин, спровоцировало "профилактическую операцию" республиканского МВД и ОМОНа в этом городе, в результате которой от произвола милиционеров пострадали 342 местных жителя.

Районный суд Благовещенска вынес обвинительный вердикт в отношении трех обвиняемых по статье 318 УК РФ ("насилие по отношению к сотрудникам правоохранительных органов") 31 января 2006 года. Тюремный срок тогда получил только один из них - Виктор Героев, которому назначили наказание в виде 2,5 лет лишения свободы, двое других - Олег Катаев и Ринат Исланов - отделались условными сроками. Приговор был вынесен после почти полутора лет судебных разбирательств, но не продержался в силе и трех месяцев.

Адвокат подсудимых обещал обжаловать этот вердикт в Верховном суде Башкортостана. Но, вероятно, добиться отмены приговора удалось не только усилиями стороны защиты, но и с помощью политического и общественного резонанса, вызванного делом о "зачистке" в городе Благовещенске.

Сразу же после того, как о произволе башкирских силовиков заговорили в средствах массовой информации, при МВД республики был экстренно создан общественный совет, который должен был выявить факты нарушений закона в период с 8 по 14 декабря 2004 года (именно в эти дни 150 милиционеров восстанавливали "порядок" в Благовещенске). Министр внутренних дел Башкортостана Рафаил Диваев был вынужден отбиваться от многочисленных нападок правозащитников, обвинявших его лично и его заместителя Анатолия Смирнова в руководстве спецоперацией и отдаче преступных приказов. Последнему повезло меньше всего, потому что он оказался под огнем самой жесткой критики (считается, что именно он отдал приказ о начале операции в городе). В апреле 2005 года глава МВД России Рашид Нургалиев отстранил Смирнова от занимаемых должностей (замминистра внутренних дел республики и начальника следственного управления). В августе милицейский чиновник, вероятно, не дожидаясь официального увольнения, подал рапорт об отставке на имя президента, мотивируя его тем, что военно-врачебная комиссия признала его ограниченно-годным к службе в органах МВД. В сентябре Владимир Путин удовлетворил рапорт генерал-майора, а через три месяца Нургалиев подписал приказ об увольнении Смирнова из рядов МВД.

Министр внутренних дел Башкирии Рафаил Диваев. Фото газеты "Совершенно секретно".
Lenta.ru

Глава МВД Башкирии Диваев усидел в своем кресле, хотя заместитель генерального прокурора России в Приволжском федеральном округе Сергей Герасимов обращался к руководству МВД РФ с официальным представлением о привлечении главного республиканского милиционера к ответственности. Это была единственная попытка "подкопаться" под министра. Более того, Диваев поспешил извиниться перед пострадавшими, сказав, что "действия милиции в те дни были неадекватны". Слова Диваева подкрепили служебной проверкой и дальнейшим понижением в званиях большинства участников спецоперации. Олег Мирзин - заместитель начальника ГРУВД Благовещенска по общественной безопасности и Олег Соколов - командир отряда ОМОН были понижены в должностях, а начальник ГРУВД города Ильдар Рамазанов получил строгий выговор. Под раздачу попались и многие участковые, которые задерживали граждан.

О том, что руководство республиканского МВД знало о предстоящей в Благовещенске операции и отслеживало ее ход, заявил замгенпрокурора Герасимов. Он сказал, что в приказе Рафаила Диваева, направленном в благовещенский ГРОВД, никто из сотрудников министерства не был обозначен как лицо, осуществляющее контроль. То есть министерство получало информацию через свою дежурную часть, а сам министр и его подчиненные самоустранились от контроля за ходом милицейской операции.

Под уголовное дело, заведенное в конце 2004 года по факту превышения должностных полномочий, как и следовало ожидать, попали непосредственные участники спецоперации. 11 апреля 2005 года прокуратура Башкирии предъявила обвинение в превышении служебных полномочий семи милиционерам: начальнику Благовещенского ГРОВД подполковнику Ильдару Рамазанову, заместителю начальника городского угрозыска майору Олегу Шапееву, оперуполномоченному угрозыска лейтенанту Айдару Гильванову, участковому Вилю Хаматдинову, бывшему командиру оперативного отряда уфимского ОМОНа Олегу Соколову, заместителю начальника милиции общественной безопасности Благовещенска майору Олегу Мирзину, старшине Благовещенского ГРОВД прапорщику Юрию Головину и сотруднику изолятора временного содержания того же ГРОВД прапорщику Сергею Фомину.

Кроме того, обвинения в служебном подлоге (он выражался в сокрытии информацию о масштабах операции) и злоупотреблении должностными полномочиями были предъявлены участковым уполномоченным лейтенантам Альберту Султанову и Василию Жукову. То есть общее количество обвиняемых милиционеров достигло 10 человек.

Акция протеста в Москве против произвола милиции. Кадр телеканала "Россия". Архив
Lenta.ru

Таким образом, в этом деле появились две судебные линии: первая - против трех граждан, по мнению следствия, напав на милиционеров, и спровоцировали ответную жестокость со стороны правоохранителей, и вторая - против самих милиционеров, участвовавших в профилактической операции в Благовещенске.

Судебные разбирательства по первому случаю прошли без проволочек, если не считать одного неприятного для МВД инцидента. Сержант милиции Евгений Чистяков, который считался потерпевшим по делу о нападении на милиционеров, отказался от своих показаний и заявил, что оговорил осужденных из-за угроз начальника Благовещенского ГРОВД Рамазанова. МВД Башкирии тогда оправдывалось, что Чистяков имеет родственные связи с одним из обвиняемых, а в прокуратуре республики отметили, что в деле имеются показания более десяти свидетелей, подтвердивших факт нанесения телесных повреждений сотрудникам милиции, и пригрозили Чистякову заведением дела о даче ложных показаний.

В апреле прошлого года прокуратура Башкирии передала уголовное дело милиционеров Благовещенскому районному суду, но рассмотрение его материалов было перенесено в самый конец июня. К этому времени Минюст признал законным ведомственный приказ МВД России, на основании которого и была проведена спецоперация в Благовещенске. Было подчеркнуто, что проблема состояла не в приказе, а в практике его применения, которая оказалась далекой от законности. То есть республиканский глава МВД Диваев (и вместе с ним все милицейское руководство) был выведен из-под удара.

В начале августа уголовное дело, наконец, поступило в Благовещенский районный суд, однако дата слушаний так и не была определена. На заседании же 14 сентября рассмотрение дела было перенесено еще на месяц. К концу сентября вердикт был вынесен только в отношении участкового Альберта Султанова (дело Султанова и Жукова выделили в отдельное судопроизводство), который по обвинению в злоупотреблении должностных полномочий получил три года лишения свободы условно с испытательных сроком на те же три года. Стоит отметить, что Султанов в "зачистке" Благовещенска не участвовал. Он, по данным следствия, лишь фабриковал материалы об отказе в возбуждении уголовных дел по заявлениям пострадавших на действия сотрудников милиции. Проходивший вместе с ним по одному делу участковый Василий Жуков позднее тоже был осужден на три года условно. Но сторона защиты подала против судьи, вынесшей обвинительный вердикт, отвод. В процессе был объявлен перерыв до 17 ноября.

14 марта 2006 года Благовещенский районный суд вернул дело милиционеров обратно в прокуратуру Башкирии. То есть через год судебных тяжб круг замкнулся. Милиционеры по-прежнему находятся под подпиской о невыезде. Единственное решение, которое было принято в последнее время, это разделение уголовного дела на две части - по одной будут проходить милицейские начальники, по другой - их подчиненные. Все это говорит о том, что слушания по уголовному делу на "зачищавших" начинаются фактически с самого сначала.

А с возвращением на доследование дела трех "зачинщиков" милицейской операции заново начнется вообще вся "благовещенская эпопея".

Руслан Кадрматов

< Назад в рубрику