Конференция "Интернет и бизнес" формально началась еще 19 апреля, вместе с мастер-классами. Однако сама церемония открытия началась 20 апреля, став первым докладом на мероприятии, организованном ведущими игроками рынка для того, чтобы обсудить сложившуюся ситуацию в российском интернет-бизнесе.
По словам организаторов, для участия в конференции зарегистрировалось почти 2000 человек. Вскоре после того как очередь стоящих на регистрацию интернетчиков поуменьшилась, участников поприветствовали соорганизаторы мероприятия - представители Rambler, РБК, Ozon.ru, Mail.Ru, Яндекс, Begun, Demos, РТКомм и Headhunter. Больше всех порадовал слушателей Аркадий Волож, который с трибуны произнес "Превед, участнеги", сорвав бурные аплодисменты.
После кратких приветствий Алексей Беляев из Rambler прочел доклад "Интернет-2005 в России: итоги и прогнозы", данные для которого предоставили практически все компании-соорганизаторы. После вдумчивого анализа данных счетчика Rambler Top100 выяснилось, что дневная аудитория Рунета составляет 5 миллионов пользователей, недельная - 10, а месячная - 22 миллиона человек. В целом это совпадает с официальными данными Мининформсвязи. При этом ежегодные темпы роста Рунета осенью-зимой 2005 года приблизились к 30 процентам против 20 в более ранние периоды.
Впрочем, данные чиновников и бизнесменов разнятся в оценке российского компьютерного парка. В то время как в МЭРТ считают, что в 2005 году у российских граждан было 17 миллионов компьютеров, предприниматели напоминают, что только за год было продано 6,3 миллиона компьютеров, а старые не были в полном составе отправлены на свалку.
Любопытные данные привел Headhunter. Оказалось, что в 2005 году рост спроса на IT-специалистов вырос на 30-50 процентов. В то же время рост количества резюме составил лишь 35 процентов. Однако в регионах совершенно другая картина - там спрос на специалистов превышает предложения.
Под конец Беляев решил загадать участникам загадку. Он показал график без подписей и предложил угадать, что это такое. Цифры на графике выглядели внушительно, а динамика была в целом положительная. Как в конце концов выяснилось, это всего лишь число запросов на Яндексе слов "интернет и бизнес". Динамика понравилась всем.
Буквально через пару десятков минут после официального открытия конференции открылись сразу две секции - "Проблемы и перспективы правового регулирования Интернет-бизнеса" и "Исследования для Интернета и с помощью Интернета. Новые методики и инструментарий". Выбор был нелегким, однако в конце концов было решено все же узнать, что нового появилось в праве, и как теперь с этим новым жить Рунету.
Вел секцию сотрудник Microsoft Михаил Якушев. Первым и ключевым докладом стала презентация, подготовленная Екатериной Фадеевой из Яндекса. Она проанализировала новый закон "О рекламе", который вступает в силу в июле 2006 года, и констатировала, что Интернет по-прежнему не выделен в отдельную категорию медиа, законодатели относят его к "иным" способам рекламы или передачи информации.
Кроме того, отметила Екатерина, на практике предусмотренные законом действия осуществить непросто, так как, например, вычисление спамеров требует оперативно-розыскных мероприятий, а у антимонопольного ведомства, которое должно разбираться с недобросовестными рекламодателями и рекламораспространителями, таких полномочий не имеется.
Настоящим откровением для некоторых участников конференции стало понимание того факта, что в новом законе нет нормы о том, что интернет-реклама должна быть распознаваема. В соответствующем месте закона просто забыли упомянуть интернет. Теперь рекламу можно мешать с контентом, сделала вывод Екатерина Фадеева.
Кроме того, она напомнила о некоторых коллизиях в праве. В частности, Екатерина задалась вопросом: является ли сайт производителя товаров рекламой? Кроме того, она подчеркнула, что нет однозначных ответов на вопрос о том, где пролегают границы ответственности рекламораспространителя и о том, что делать с анонимным рекламодателем.
Вслед за Екатериной Фадеевой с докладом о персональных данных выступила Ульяна Зинина, главный специалист департамента правового обеспечения Мининформсвязи. Она объяснила, что право на неприкосновенность личной жизни в целом состоит из права на одиночество и права на контроль информационных потоков, касающихся данного гражданина.
Она отметила, что готовящийся законопроект о персональных данных будет применяться ко всем способам обработки этих данных, вне зависимости от того, автоматические они или нет. Кроме того, будет считаться недопустимым использовать способы обработки, не соответствующие целям или обрабатывать избыточные персональные данные.
В случае использования персональных данных в целях прямого маркетинга компания должна будет информировать пользователей о рисках, связанных с персональными данными, при использовании телекоммуникационных сетей. Для использования персональных данных потребуется письменное разрешение пользователя.
Выступление вызвало оживленную дискуссию - участники задавали вопрос о том, как быть с серверами, не находящимися на территории России и не подчиняющимися российскому законодательству. Их также волновало, могут ли создатели поискового робота нести какую-либо ответственность, если этот робот соберет, например, досье на какого-либо человека. Ответ был неутешителен - Якушев напомнил о том, что одного человека, собравшего по открытым источникам секретную информацию, уже посадили.
Очень динамичным был доклад Виктора Наумова из DLA Piper Rudnick Gray Cary, посвященный управлению нематериальными активами в интернете. Доклад призывал бизнес с умом ставить на учет, защищать, оценивать и распоряжаться нематериальными активами, прежде всего интеллектуальной собственностью. Он напомнил, что скрытая стоимость бренда может превышать стоимость всех материальных активов (в частности, производственных). Он также подчеркнул, что существует такое понятие, как аудит и оценка нематериальных активов. По его словам, это довольно дорогостоящая процедура, цена на нее начинается от 50 тысяч долларов.
Итоги секции ведущий подвел при помощи довольно оригинальной фразы. Мы слишком мелкие для наших законодателей, сказал представитель компании Microsoft, мирового лидера в производстве ПО. Он мечтательно добавил: "Если бы за нами стояла коза-ностра из Сибири, компания "Роснефть" или "Лукойл"..."
Вообще говоря, в первый день КИБа было запланировано шесть секций, распределенных на три пары. Было решено посетить две смежных секции, которые шли практически в одном составе: "Коммуникативные сервисы, сообщества и социальные сети. Тенденции развития, бизнес-модели" и "Web 2.0 для пользователя и для бизнеса". Параллельно шли секции "Интерактивное телевидение" и "Игры в Интернете: цифры, факты и прогнозы".
Секцию про социальные сети открыла Вице-президент Mail.Ru Артамонова Анна, которая рассказала о социальной жизни виртуальной личности. Она отметила, что средний россиянин проводит в Сети лишь 8 часов в неделю, в то время как для Европы аналогичный показатель составляет 11 часов, а для США - от 15 до 20 часов. Она добавила, что больше всего времени интернетчики тратят на процесс коммуницирования друг с другом. Затем она описала виртуальные сообщества как замкнутую систему на примере портала Mail.Ru.
Затем выступил Ронен Арад, вице-президент по продуктам и маркетингу компании ICQ. Центральной мыслью его доклада стало то, что пользователи все больше хотят общаться со своими соотечественниками и близкими людьми, нежели с зарубежными интернетчиками. По его словам, на иностранцев приходится лишь 5 процентов людей в среднем списке контактов пользователя ICQ. Таким образом, делает вывод Ронен, открытые глобальные сообщества постепенно превращаются в закрытые местные объединения.
Любопытно, что российский пользователь icq оказался более активным, чем среднемировой. У российского интернетчика контакт-лист в среднем состоит из 46 контактов, а в день он проводит в icq около 5 часов. При этом, например, пользователи Rambler ICQ оказались на 50 процентов более активны, чем пользователи обычных версий ICQ. Ронен объяснил это удачным применением стратегии локализации icq, призванной не просто перевести мессенджер, но и снабдить его соответствующим местным контентом.
Господин Арад сделал следующий прогноз: во-первых, сервисы для обмена мгновенными сообщениями будут и дальше забирать аудиторию у традиционных форм связи; во-вторых, программы для обмена сообщениями станут кроссплатформенными; в-третьих, они будут позиционироваться как инструмент для приватного общения.
После Арада выступил Роман Иванов из Яндекса, представивший доклад о занимательной статистике в применении к блогосфере Рунета. Значительная часть доклада была основана на общедоступных данных сервиса Яндекса для поиска по блогам, однако все вместе это позволило составить вполне адекватное представление о российском блоггере.
Как выяснилось, в Рунете более миллиона блогов, из них 656 тысяч активных. Это лишь 3 процента от общего числа блогов в мире (35 миллионов). Интересно, что в Рунете еженедельно делается 700 тысяч записей в блоги, что составляет 10 процентов от мировых показателей. Таким образом, российский блоггер гораздо активнее среднемирового. Каждый тридцатый российский интернетчик имеет свой блог.
Пока российские пользователи отдают предпочтение Livejournal как блог-хостингу, однако все остальные российские блог-хостинги догоняют Живой Журнал по числу блогов. Так, если в Livejournal 307 тысяч русскоязычных блогов, то в Liveinternet - 294 тысячи. А в Damochka.Ru - 255 тысяч. Кроме того, несколько десятков тысяч блогов, напомнил Роман Иванов, использует собственный хостинг.
Завершила секцию презентация Алексея Андреева, главного редактора Eva.Ru, о том, как следует строить интернет-сообщества и какие инструменты стоит использовать для эффективного управления им. Андреев пояснил, что характерными чертами любого сообщества являются низкая степень отчуждения членов сообщества и коммуникационный идол, который их объединяет. В качестве примера приводилось сообщество водителей машин с правым рулем, объединившихся в ответ не устраивающие их действия законодателей по отношению к праворульным автомобилям.
Кроме того, подчеркнул Андреев, очень важны горизонтальные связи сообщества. Следует управлять неоднородностью членов сообщества, распределяя участников по опыту, по ролям, наделяя их правами, которые позволят им эффективнее работать с сообществом. В частности, отметил он, на Eva.Ru есть понятие "экспертов". Это и есть пример управления неоднородностью.
Он также отметил, что сообществу нужна память. Такой памятью может стать форум, блог, вики сообщества. Причем выбор инструмента зависит от того, какие функции наиболее затребованы сообществом. Он предложил рассмотреть три модели поведения при построении сообществ.
Например, заявил он, wikipedia.org объединяет просто людей, которым нравится писать. Такую модель он назвал "телега впереди лошади", так как сначала появляется инструмент, а потом под него придумывается сообщество. В качестве противоположной модели развития он привел существующее уже десяток лет сообщество интернет-деятелей ЕЖЕ на ezhe.ru. Основным способом связи там, как и раньше, является рассылка, а сервисы добавляются только по необходимости. Третий вариант, по мысли Андреева, заключается в создании такой системы публикации, которая позволила бы на лету добавлять блоки для социального взаимодействия. В качестве прототипа такой системы он привел известный продукт drupal.
Андреев уделил особое внимание рекламе товаров и услуг в сообществах. Некоторые бренды, сказал Андреев, сами могут создавать вокруг себя сообщества, например, это успешно делает Apple. Однако некоторым рекламодателям такое сообщество будет затруднительно создать. Он привел в пример "Билайн", сказав следующее: "когда я вижу, что какая-то тюремная роба летит по небу, чтобы задушить человека, я понимаю, что мне такой хоккей не нужен". Хотя многие участники, включая самого Андреева, были абонентами Билайна, зал встретил эту фразу аплодисментами. Андреев также подверг критике рассылку сообщений по другим сообществам с целью создания собственного. Оптимальным вариантом, считает он, является ситуация, когда распространителями рекламы являются эксперты сообщества, которые, с одной стороны, смогут увлечь значительную часть аудитории, а с другой - будет избегать отталкивающей рекламы, так как она снизит их авторитет в сообществе.
При этом, по мысли Андреева, участников сообщества можно награждать и не денежными средствами, а ввести своеобразную внутреннюю валюту, которая позволит покупать дополнительные сервисы. На этой меркантильной ноте секция завершилась, и вскоре началось живое обсуждение технологий Web 2.0.
К сожалению, обсуждение Web 2.0 получилось хотя и живым, но малоконструктивным. Сначала члены президиума долго высказывали свое мнение о том, что такое Web 2.0. Илья Сегалович из Яндекса, например, неожиданно сказал, что Web 2.0 - это коммунизм. Бизнесмены, сидящие в зале, ощутимо вздрогнули и Илья поправился, пояснив, что имеет в виду хороший коммунизм, а не тот, недостроенный. В свою очередь, гендиректор Mail.Ru Дмитрий Гришин заявил, что Web 2.0 просто не существует.
Постепенно выяснилось, что участники все новые проекты относят в Web 2.0, причем пару раз получилось так, что задним числом к Web 2.0 причислили старые проекты, которые появились тогда, когда магического слова еще не было. Вскоре в дискуссии приняли участие простые слушатели и стало совсем весело, потому что к Web 2.0 отнесли скопом и метапоисковые системы, и стартовые странички, и даже медицинские компьютеры. А одна девушка из зала окончательно повернула обсуждение в область шуток, когда заявила, что никакого Web 2.0 не будет, если все срочно не перейдут на open source. Таинственная связь этих двух терминов осталась не вполне понятной.
Надо думать, что все про Web 2.0 станет понятно в будущем году, когда станут известны финансовые результаты этого, как его почти единодушно назвали представители ведущих поисковиков, buzzword.
...Возвращался я поздно. Вместе с журналистом еженедельника "Профиль" Юрой Синодовым я вошел на станцию метро "Аннино". Там недавно установили новые турникеты - блестящие, длинные, современные.
- Метро 2.0, - сказал Юра.
Мы понимающе переглянулись.