Интернет и СМИ
21:11, 26 апреля 2006

Какие СМИ останутся к 2020 году? Новая стратегия BBC бросает вызов медиаимперии Руперта Мердока

Компания Руперта Мердока News Corporation выступила с необычайно жестким заявлением. Она потребовала оградить коммерческие СМИ от имперских замашек BBC. В противном случае владелец Times и Sun пообещал серьезные неприятности британскому медийному рынку. Поводом для столь категоричного заявления послужило событие, на первый взгляд, заурядное - британская вещательная корпорация объявила о том, что сделает свои ресурсы в Интернете удобнее для пользователей. Впрочем, малозначительным это событие кажется только на первый взгляд. На самом деле, спор идет за лидерство на медийном рынке Британии, а возможно, и всего мира.

Во вторник генеральный директор BBC Марк Томпсон (Mark Thompson) обнародовал план развития BBC на ближайшие годы. Из документа под поэтическим названием "Создавая будущее" (Creative Future) следует, что в ближайшие годы корпорация намерена сконцентрироваться на развитии мультимедийных сервисов в Интернете. По мнению Томпсона, они позволят сделать программный продукт корпорации таким же доступным, как мартини. Уже в ближайшем будущем британцы смогут в любое время, в любом месте получить в свое распоряжение любую интересующую их информацию - последние известия, новую серию любимого фильма и даже архивные данные.

Директор BBC по технологиям и новым медиа Эшли Хайфилд (Ashley Highfield) назвал три принципа, которых корпорация намерена придерживаться в своей работе: кооперация с читателями, предоставление услуг по поиску информации, размещение аудиовизуальных файлов. Следуя этим принципам, BBC собирается переделать свои сайты таким образом, чтобы пользователи получили возможность настраивать их под собственные нужды и размещать информацию, которую считают важной, например блоги и даже домашнее видео. Корпорация также намерена модернизировать свой сервис MyBBCPlayer, который теперь будет называться BBC iPlayer. Он позволит просматривать любые передачи, которые вышли в эфир за последние семь дней, причем делать это можно будет не только через компьютер, но и через мобильный телефон. Кроме того, вещатель намерен предоставить своим читателям в Интернете возможность поиска по каталогу программ, вышедшим в эфир начиная с 1937 года.

Комментируя инициативу BBC, наблюдатели заявили, что фактически речь идет о превращении интернет-ресурсов корпорации в общественный аналог коммерческого сервиса MySpace.com. Не удивительно, что инициатива вещателя не понравилась News Corporation, которая в прошлом году заплатила за этот сайт 580 миллионов долларов. "Тот факт, что BBC открыто заявляет о том, что намерена конкурировать с MySpace, говорит о ее безграничных коммерческих амбициях", - утверждается в заявлении пресс-службы News Corporation, обнародованном во вторник. В нем также критикуется правительство, которое фактически разрешило корпорации построить "цифровую империю" в Сети и тем самым "нанести серьезный ущерб коммерческим СМИ".

Напомним, что BBC финансируется за счет лицензионного сбора, который взимается с каждой британской семьи, имеющей телевизор. На эти же деньги корпорация развивает свои интернет-ресурсы. Коммерческие СМИ, которые существуют на деньги от рекламы и поступления от различных платных услуг, возмущены тем, что им приходится конкурировать с компанией, которая фактически находится вне рынка.

Генеральный директор BBC Марк Томпсон, фото с сайта oxfordinspires.org
Lenta.ru

Впрочем, нынешнее противостояние между News Corp. и BBC выходит за рамки обычного спора между коммерческими СМИ и общественным вещателем. В середине марта Руперт Мердок выступил с прогнозом развития медиабизнеса на ближайшие 15 лет. Он заявил, что в будущем отношение людей к СМИ кардинальным образом изменится. Потребители перестанут просиживать часами перед телевизорами и уж тем более не станут ждать, когда утренние газеты сообщат им о том, что произошло вчера. "СМИ станут похожи на фаст-фуд: люди будут на ходу смотреть новости, спортивные программы, фильмы. Это станет возможным благодаря мобильным телефонам и карманным компьютерам (вроде Sony Playstation Portable)", - уверен один из самых успешных медиаменджеров современности. По его мнению, СМИ, которые сумеют правильно выбрать новый способ доставки своего контента, выдержат испытание временем, те же, кто будут уповать лишь на свое славное прошлое, исчезнут. По словам Мердока, он не готов сейчас называть компанию, которая станет лидером медийного рынка в 2020 году, но хотел бы видеть среди лидеров и News Corp.

А спустя два дня стало известно о том, что принадлежащий Мердоку таблоид The Sun намерен серьезно реорганизовать свой сайт и связать его с социальной сетью MySpace.com. Теперь читатели таблоида смогут не только узнавать новости, но и создавать на сайте газеты свои личные странички, открывать блоги, а также делиться с другими посетителями ресурса графическими изображениями и видеоклипами. Тогда наблюдатели заявили о том, что инициатива The Sun - сильный шаг: в феврале MySpace.com по числу посетителей обошел BBC.

Во вторник выяснилось, что и BBC не намерена только наблюдать, как News Corp. вместе с другими коммерческими СМИ вытесняет ее с рынка. Корпорация будет бороться за будущее. И это заставляет конкурентов нервничать.

Андрей Ломкин

< Назад в рубрику