В пятницу 28 апреля в половине девятого утра на центральной авиационной базе ракетного вооружения и боеприпасов ВВС России в подмосковном Сергиевом Посаде произошел самопроизвольный взрыв ракеты Р-40 класса "воздух-воздух". Погибли два человека.
Главком ВВС России Владимир Михайлов рассказал следующее: "Майор Сергей Куртин и служащий Российской армии Максимов открывали ворота цеха разделки. После вскрытия произошел самопроизвольный запуск двигателей ракеты. Оба военнослужащих погибли". Позже он сообщил, что погибли "майор российской армии и представитель ОАО 'Авиасфера'". А еще позже в официальном сообщении пресс-службы ВВС уточнялось, что майор Сергей Куртин являлся начальником отдела разборки и уничтожения авиационных средств поражения, а Владимир Максимов - "представителем 'Авиамета'".
ЗАО "Авиамет" - компания, имеющая лицензию на сбор и утилизацию вторсырья, в том числе авиационных ракет, и занимающаяся этим бизнесом в течение нескольких лет. Название этой компании появлялось в прессе в августе 2003 года, когда в подмосковном поселке Алабушево были обнаружены части боевых ракет класса "воздух-воздух", оказавшиеся металлоломом, принадлежавшим этой фирме. Что касается упомянутого главкомом Михайловым ОАО "Авиасфера", то, по всей вероятности, он имел в виду ЗАО "Авиасфера", о котором неизвестно ничего, кроме того, что оно существует и зарегистрировано в Москве.
Так или иначе, ясно, что один из погибших был гражданским лицом, представителем коммерческой фирмы, выигравшей тендер на утилизацию ракет. Для утилизации на сергиево-посадскую базу было доставлено несколько десятков ракет. Всего, по словам Михайлова, в ходе процесса утилизации компания произвела подрыв около трехсот устаревших боеприпасов.
Утилизация заключалась в том, что от ракет отделяли головную и хвостовую части, после чего корпус отправлялся в металлолом, а представляющие опасность компоненты (боеголовки и двигатели) взрывались на полигоне.
В момент взрыва ракета была без боевой части, взорвался двигатель. Как уточняет пресс-служба ВВС, на месте происшествия нет разрушений. Подготовка к утилизации (отделение головной и хвостовой частей) производилась в специально оборудованном помещении. По словам Михайлова, погибшие после самопроизвольного запуска двигателя не успели спрятаться в укрытии.
Военная прокуратура возбудила уголовное дело по статье 349, части 3 Уголовного кодекса (нарушение правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц).
Михайлов пообещал, что в кратчайшие сроки будут установлены причины и обстоятельства происшествия, установлена степень вины должностных лиц. На место прибыли, кроме следователей Военной прокуратуры, заместитель главкома ВВС по вооружению и представитель службы тыла Вооруженных сил.
Ракета Р-40 класса "воздух-воздух" средней дальности была принята на вооружение в 1970 году в составе комплекса перехвата как один из видов боевого оснащения истребителя МиГ-25П. После того как в 1976 году Виктор Беленко угнал в Японию МиГ-25 с ракетами Р-40 на борту, была предпринята модернизация этих ракет. Разработанная в 80-е годы модификация ракеты, оснащенная тепловой головкой самонаведения, входит в комплект вооружения истребителя МиГ-31. Именно такая ракета взорвалась в Сергиевом Посаде.
О самой центральной авиационной базе ракетного вооружения и боеприпасов ВВС в Сергиевом Посаде, по вполне понятным причинам, известно еще меньше, чем об оборонных предприятиях, которые занимались утилизацией ракет. Понятно лишь, что там имеются специальное оборудование для разрезания ракет и полигон, где боеприпасы утилизируют путем подрыва.
Официальные лица уверили журналистов, что угрозы для населения Сергиева Посада и для экологической ситуации нет. Сам главком ВВС Владимир Михайлов, вероятно, приедет на место происшествия завтра, так как сегодня принимает участие в мероприятиях, посвященной памяти об аварии в Чернобыле.
Иван Грушин