Киргизский "майдан" не состоялся. Массовая акция протеста закончилась, едва успев начаться. Дождь и милиционеры с цветами стали главным оружием киргизских властей в борьбе с оппозицией. Чуть менее двух часов понадобилось руководству Киргизии для того, чтобы заставить своих оппонентов свернуть знамена и увести многотысячный митинг с центральной площади Бишкека.
В Киргизии завершился оппозиционный митинг "За реформы!", организованный Народной коалицией демократических сил, объединившей в себе более 20 политических партий и неправительственных организаций. Демонстранты требовали выполнения предвыборной программы президента Курманбека Бакиева, в том числе незамедлительного проведения конституционной реформы и начала активной борьбы с преступностью, коррупцией и "криминализацией власти".
Прошедший митинг стал главной темой, обсуждавшейся в киргизских СМИ в последние недели уходящего месяца. Начиная с 17 апреля, когда лидеры оппозиции заявили о своем намерении устроить 29 апреля общенациональную акцию протеста, Киргизия жила в ожидании обещанного "майдана". Недовольные нынешней властью киргизские оппозиционеры грозили в этот день провести митинги по всей стране, а в Бишкеке устроить многодневную акцию протеста. По словам одного из организаторов митинга, депутата киргизского парламента Тимура Сариева, в митинге на центральной площади столицы планировалось участие от 15 до 20 тысяч граждан.
Узнав о намерении оппозиции вывести людей на главную площадь страны Ала-Тоо, руководство Киргизии предприняло попытку договориться с организаторами митинга. Однако после круглого стола с участием президента, премьер-министра, генерального прокурора и ряда ключевых министров, с одной стороны, и лидеров восьми политических партий и НПО - с другой, представители оппозиции заявили, что диалога с властью не получилось, и окончательно подтвердили свое намерение провести митинг.
Руководство страны нашло такое желание законным, а президент Бакиев заявил журналистам, что 29 апреля милиция не будет препятствовать проведению митинга, если акция будет носить мирный характер. Но "если будут попытки захвата Белого дома, то правоохранительные органы республики будут работать в рамках закона, но очень жестко", - пообещал киргизский президент.
Министр внутренних дел Киргизии Мурат Суталинов был солидарен с главой государства, отметив лишь, что митингующих 29 апреля будет ожидать сюрприз. Что это будет за сюрприз, главный милиционер не пояснил, а любопытных пригласил в день митинга посетить центральную площадь.
Как оказалось позже, сюрпризом от МВД оказался женский батальон с красными гвоздиками в руках. Эти гвоздики юные курсантки раздавали оппозиционерам, которые с разных концов Бишкека шли к центральной площади, неся с собой плакаты "Держи слово, президент!", "Бакиев, стань к народу передом, а к криминалу задом!", "Чистая политика - чистая природа", "Бакиев - продолжатель акаевщины!", "Криминал - под трибунал!".
Митинг, запланированный на 11 часов утра, начался с опозданием на 30 минут. В это время в Бишкеке шел проливной дождь, начавшийся еще ночью. Первым перед демонстрантами выступил председатель штаба по организации акции протеста Омурбек Текебаев. По его образному выражению, цель митинга – "поменять время, потому что после смены власти сменились лишь имена". "Мы не хотим сегодня смены власти, никто из нас не собирается посягать на Дом правительства, мы хотим реформ, проведения которых власть сама обещала. Нынешней власти надо сделать из этого выводы", - сказал он.
Затем слово взял председатель Социал-демократической партии Киргизии Алмазбек Атамбаев. Он сказал, что после смены власти в стране стиль управления государством остался прежним, вот почему ему иногда кажется, что Курманбек Бакиев - это на самом деле Аскар Акаев, который "лишь поменял прическу и спутался с криминалом".
После того как все лидеры объединенной оппозиции выступили, участники акции протеста стали требовать встречи с президентом Бакиевым и премьер-министром Куловым. Вскоре высшее руководство страны действительно появилось на площади. В это время дождь особенно усилился, и головы манифестантов скрылись под морем зонтов.
Первым выступил Курманбек Бакиев. Он говорил не более пяти минут. Глава государства заявил, что не намерен бежать от своего народа и, если надо, "готов умереть прямо здесь".
"Вы выбрали и поддержали наш тандем с Куловым. Вы отдали мне свои голоса. Ваш митинг я понимаю и поддерживаю. Когда мне сказали, что на площади могут быть всякие криминальные элементы, я ответил, что не боюсь своего народа. Я не убегу от своего народа, если у меня судьба такая – то я умру здесь", - цитирует слова президента Бакиева Gazeta.kg.
Заканчивая свое выступление, Курманбек Бакиев призвал митингующих набраться терпения и отметил, что "те политики, которые говорят, что ничего не делается – слепые политики, которые ничего не хотят видеть".
Затем слово взял Феликс Кулов. Он заступился за президента, сказав, что Курманбек Бакиев разделяет народные чаяния и это подтверждают его последние указы, "направленные навстречу народу". Председатель киргизского правительства также заявил, что поддерживает требования манифестантов.
После этого президент и премьер-министр покинули площадь. Вслед за ними стали расходиться и митингующие. И тут, когда сгустившиеся было над головой президента Киргизии политические тучи, как по мановению руки, растаяли, небо над Бишкеком тоже прояснилось, дождь кончился.
Разочарованные журналисты отправились за новостями к зданию министерства финансов, что находится недалеко от площади Ала-Тоо, где примерно в одно время с началом митинга произошел пожар. Но и там все уже было кончено. Примерно в то время, когда на площади Ала-Тоо выступали первые лица страны, бишкекские пожарные отрапортовали о ликвидации возгорания. Его причиной стало банальное короткое замыкание.
Относительно итогов митинга мнения лидеров Народной коалиции демократических сил разделились. Часть оппозиционеров остались довольны результатами акции протеста и считают, что им "удалось убедить в своей правоте руководство страны". Другие уверены в том, что демонстранты должны были стоять на площади Ала-Тоо "до победного конца".
Но как бы там ни было, киргизская оппозиция не отказалась от своего намерения добиваться своих целей массовыми митингами. Покидая площадь, они ясно дали понять, что у руководства страны есть ровно месяц для того, чтобы начать выполнять их требования. В противном случае манифестанты пообещали возобновить акции протеста и даже назвали дату нового "майдана" – 27 мая. Вот только делать громкие заявления относительно масштабов и продолжительности майского противостояния в штабе демократов пока не спешат, может быть потому, что еще не известен прогноз погоды на конец последнего месяца весны.
Сегодняшний же "киргизский майдан", ожидание которого держало жителей страны в напряжении почти две недели, закончился менее чем через полтора часа после начала. Возможно, стоять "до конца" митингующим помешал не дождь, а осознание того, что год для новой власти - слишком короткий срок для устранения всех проблем, и требовать ускорения реформ не имеет смысла, тем более, когда и власть и оппозиция по сути, говорят об одном и том же.
Кубан Калымбаев