Экономика
16:04, 29 апреля 2006

Все идет по трубам В Сибири началось строительство Восточного нефтепровода

Александр Амзин (журналист, независимый медиаконсультант)

К городу Тайшет, что в Иркутской области, 28 апреля прибыло около двух тысяч вагонов с трубами. Сто сорок рабочих приступили к укладке этих труб, всего уложив 67 километров. Затем приехали представители власти, журналисты, менеджеры "Транснефти", и рабочие в торжественной обстановке сварили две трубы вместе. Все это назвали нефтепроводом Восточная Сибирь-Тихий океан.

Нефтепровод будут строить долго - надо сварить 4130 километров труб более чем метрового диаметра, создать множество строительных площадок, нефтеперекачивающих станций, затронуть как можно большее число нефтяных месторождений. "Транснефти" и инвесторам эта затея обойдется в 11 с лишним миллиардов долларов.

Восточный нефтепровод - второй по величине сибирский инфраструктурный проект после БАМа. Считается, что вложенные деньги быстро отобьются, так как большинство азиатских стран с удовольствием воспользуются российской нефтью. Согласно оценкам специалистов, к 2010 году страны азиатско-тихоокеанского региона будут ежегодно потреблять полтора миллиарда тонн нефти, а к 2020 году уровень потребления достигнет почти двух миллиардов тонн.

Чтобы удовлетворить этот огромный спрос, как раз и нужны трубы диаметром 1220 миллиметров. Нефть в них будет поступать с десятков месторождений Томской области, Ханты-Мансийского округа, из Якутии. Ожидается, что в районе Тайшета и Казачинского (маршрут Тайшет-Казачинское-Сковородино-бухта Перевозная) в нефтепровод будет ежегодно попадать до 56 миллионов тонн нефти.

Однако со временем выяснилось, что не все российские граждане хотят видеть эти трубы рядом со своим домом. Кое-кому пришло в голову, что нефтепровод можно проложить в восьмистах метрах от озера Байкал, а кое-кому, что этого никак допустить нельзя. Затем первые решили, что от нефтепровода погибнут дальневосточные леопарды, которых осталось всего 35 особей. Вторые в ответ пообещали, если понадобится, провести общественные слушания со всеми леопардами.

Чем дальше разгорался экологический спор, тем более была понятна его экономическая и политическая подоплека. Пока протестующие размахивали транспарантами "Вайншток, выпей нефти" и "Защити леопарда - останови Транснефть!", за кулисами молча столкнулись мощные лобби. Трубопроводчики рассчитывали сэкономить, "Гринпис" - запретить нефтепровод и блокировать участие западных инвесторов в проекте, китайцы и японцы - помочь в меру сил строительству "трубы жизни", сибирские нефтяники - максимально сократить издержки на транспортировку черного золота со своих месторождений к магистральному нефтепроводу.

И только президент России Владимир Владимирович Путин никому не говорил, о чем он думает, хотя неоднократно намекал, что некоторые зарубежные организации срывают перспективные проекты из-за экологических претензий. То, что проект будет перспективным, ни у кого не вызывало сомнений - параллельно правительство России начало разработку закона о льготах на налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Экологическая экономика

Существует два основных варианта маршрута нефтепровода. Первый выгоден "Транснефти" и проходит максимально близко от озера Байкал (в разных вариантах - от 800 метров до 40 километров от линии берега). Второй выгоден нефтяникам, так как основная часть нефтяных месторождений в том районе сконцентрирована к северу от озера. Расходы на доставку нефти к трубопроводу тем меньше, чем севернее проходит труба. И наоборот, расходы на прокладку трубопровода тем ниже, чем южнее проходит труба, ведь речь идет о сотнях километров дополнительных труб.

Неудивительно, что пока общественность беспокоилась о несчастных леопардах, нефтяное лобби проталкивало идею северного маршрута. Наконец, ее поддержал и Владимир Путин, который 26 апреля подошел к карте, нарисовал три стрелочки и тем самым навсегда изменил маршрут, отклонив его даже еще дальше на север, чем предлагали сторонники этого варианта. Главе "Транснефти" Семену Вайнштоку оставалось лишь промолчать - на первый взгляд, он проиграл.

Позже специалисты "Транснефти" подсчитали затраты. Оказалось, что перенос нефтепровода на север увеличит стоимость проекта приблизительно на миллиард долларов. Новая трасса, скорее всего, пройдет из Иркутской области вдоль реки Лена по территории Якутии, хотя на этом участке достаточно сложные условия для строительства и нет должной инфраструктуры. Из-за переноса трасса может удлиниться на 1250-1260 километров.

Неожиданное вмешательство президента принесло большое количество проблем. Теперь "Транснефти", уже начавшей строительство, придется переделывать часть проекта на ходу. Выглядеть это будет следующим образом - строительство, как и планируется, пойдет с двух концов нефтепровода, а к моменту достижения определенной точки трассы трубопроводная компания должна будет иметь технико-экономическое обоснование проекта. В "Транснефти" честно признаются, что пока не знают, будет ли предложенный вариант выгоднее предыдущего и говорят, что у них есть год на разработку этого дополнительного ТЭО.

Есть у президентского решения и один плюс, суть которого оппозиция может понять не сразу. Дело в том, что само по себе строительство таких размеров нанесет значительный ущерб окружающей среде даже в том случае, если труба пройдет подальше от Байкала. Нефтепровод протянут по территории семи субъектов России, но что важнее - он пройдет по болотам, скальным грунтам, зонам вечной мерзлоты. Строителям придется форсировать полсотни рек, осушать болота, бурить и взрывать скальные породы, много строить. Однако теперь, когда Байкал в безопасности, на задний план отойдут и леопарды и другие процессы вроде эрозии почв, вырубки лесов, строительство
через каждые сто-двести километров линейных эксплуатационных и нефтеперекачивающих станций.

Между тем 35 леопардов живут в непосредственной близости от того места, которое называется бухтой Перевозная. Там будет построен грузовой причал для нефтяных танкеров дедвейтом 300 тысяч тонн, что составляет примерно по 8500 тонн на каждого леопарда. Но вряд ли Путин спасет и их отважным росчерком пера.

< Назад в рубрику