Интернет и СМИ
00:09, 3 мая 2006

Игры, за которые платят люди Многопользовательские развлечения приносят организаторам миллионы долларов

Александр Амзин (журналист, независимый медиаконсультант)

Есть много видов бизнеса. Можно добывать сырье, производить товары, оказывать услуги. А можно торговать удовольствием напрямую. Для этого придумано много бизнес-моделей. Одной из самых интересных является продажа виртуальных развлечений.

Многопользовательские игры, или MMORPG, переживают свой бум. Действительно, ведь объем рынка онлайновых развлечений в 2003 году составлял миллиард долларов, а к 2008 году должен достичь 4 миллиардов. К счастью, конкуренция заставляет разработчиков и издателей давать игрокам все больше удовольствия за те же деньги.

В России, по данным самих разработчиков, каждый игрок в среднем тратит на онлайновые игры всего по полдоллара в месяц. В мире этот показатель гораздо выше и в 2005 году составлял 5,5 доллара. У лидеров отрасли - сотни тысяч подписчиков. Давайте посмотрим, за что все эти люди с такой охотой платят деньги.

Игры, за которые надо платить ежемесячно

Чаще всего на игроках зарабатывают деньги при помощи абонентской платы. Месяц игры обычно стоит от 5 до 20 долларов. Например, в Star Wars Galaxies и World of Warcraft за месяц придется заплатить около 15 долларов, а вот за российскую "Сферу" - всего 5 долларов. Некоторые российские разработчики идут еще дальше - например, в Wizards World можно бесплатно играть 30 часов в неделю, а в случае, если игрок хочет большего, придется вытаскивать из кошелька 150 рублей. В любом случае, за счет абонентской платы популярные игры ежемесячно приносят владельцам миллионы долларов.

Впрочем, почти каждая платная игра предлагает демо-версию, за которую плата не взимается. В Ultima Online вы можете бесплатно поиграть в течение 14 дней. Гостевой ключ World of Warcraft дает 10 бесплатных дней игры. Более жестко ведут себя создатели Star Wars Galaxies - игрок, воспользовавшийся бесплатной версией, вынужден в течение 10 дней обретаться в пределах небольшой космической станции и астероида. Как только он просит контрабандиста Хана Соло увезти его из этого не самого красивого места, как дроид C3PO начинает предлагать ввести номер своей кредитки и заплатить 14 долларов 99 центов.

Миры, которые надо покупать

Кроме того, очень часто создатели игр выпускают дополнения, которые позволяют игрокам получить доступ к новым областям виртуального мира. Например, популярная многопользовательская игра Anarchy Online позволяет бесплатно играть до 15 января 2007 года, а абонентскую плату взимает с пользователей, купивших одно из трех дополнений - причем одно из них позволяет попасть на плавающий в воздухе остров, где живут ученые, а другое - сразиться с инопланетянами, высадившимися на планете Rubi-Ka.

Для получения доходов разработчики Anarchy Online используют стандартную схему, в рамках маркетинговых акций предлагая получить дополнение бесплатно, подписавшись на улучшенную игру, которая требует абонентской платы. Игра World of Warcraft также решила попробовать этот путь. Ее разработчики скоро выпустят дополнение Burning Crusade, которое позволит игрокам исследовать мир, из которого колдун Медив вызвал орков.

Обычно в играх с ежемесячной платой запрещено покупать валюту и вещи за реальные деньги. В этом случае почти неизбежно создается черный рынок, на котором продаются не только деньги и вещи, но даже уже прокачанные игровые персонажи. Последние становятся бичом виртуальных сообществ, так как не умеют работать в группе, не понимают игровой ценности предметов и совершенно незнакомы с виртуальным миром. Поэтому с продажей персонажей борются, но в целом безуспешно.

Деньги, которые стали игрушечными

Есть и другая бизнес-модель по выколачиванию средств из игроков - это обмен реальных денег на игровые. Любопытно, что сервисы, которые разрешают такие покупки, часто сталкиваются с настоящими рыночными эффектами - в частности, инфляцией, ажиотажным спросом на отдельные предметы.

Кроме того, возникает неизбежное расслоение виртуального населения на "платников" и "бесплатников", причем в число последних часто попадают подростки, не имеющие дохода и портящие своими просьбами "о лишней монетке" настроение более опытным и богатым игрокам.

Самой популярной игрой класса "виртуальные деньги за реальные" является Entropia Universe, ранее называвшаяся Project Entropia. В созданном ее авторами в 2003 году мире под названием Калипсо (Calypso) к настоящему моменту зарегистрировалось свыше 400 тысяч человек. Все они могут играть без абонентской платы, однако, как водится, игра будет гораздо интереснее, если воспользоваться кредитной картой, и, например, купить себе участок земли, дом, а также виртуальную мебель.

Создатели игры установили фиксированный курс валют - за 1 доллар США можно приобрести 10 игровых долларов. Самое интересное, что вложенные деньги при определенном старании окупаются. Например, в конце 2004 года на аукционе Ebay один из игроков купил виртуальный остров за 26500 долларов. Сдавая часть острова в аренду, он за год "отбил" вложенные средства. В свою очередь, его рекорд побил игрок, известный под ником Neverdie. Он купил на аукционе космическую станцию-курорт, заплатив 100 тысяч долларов - игровое сообщество теперь ждет, сможет ли он получить прибыль от такого необычного размещения капитала.

Разработчики Entropia Universe на этом не закончили строительство финансовой инфраструктуры, связывающей игрока с внешним миром. В начале мая стало известно о том, что игровые деньги можно будет в банкомате поменять на обычные. Речь идет о гигантских средствах - за 2005 год игроки обменяли на игровую валюту 165 миллионов долларов.

Реклама, которую показывают людям

Еще одним источником дохода создателей многопользовательских игр является размещение рекламы в игровом пространстве. Аналитики ожидают, что объем рынка такой рекламы к 2010 году составит 2,5-3 миллиарда долларов. Одного из лидеров этого направления, компанию Massive, недавно согласилась купить Microsoft. Сумма сделки составит от 200 до 400 миллионов долларов.

Как утверждает сама Massive, ее рекламные технологии позволяют заработать на каждом из игроков дополнительно до 2 долларов. Реклама появлялась на щитах в той же Anarchy Online. Кстати, у Massive есть договор и с российскими издателями, так что в скором времени и мы можем столкнуться с рекламой в играх.

Если быть точным, то столкновение уже произошло. В российской многопользовательской игре Wizards World еще в прошлом году отметились некоторые компании. Они называют своим именем игровые предметы, проводят турниры, дают скидки при покупке тех или иных услуг.

Деньги, которые уходят на все остальное

Было бы несправедливо сказать, что выше перечислены все возможные способы заработка на игроках в MMORPG. Фантазия разработчиков безгранична. Они уже давно создают не просто программу с красивыми картинками, а подготавливают или покупают целые миры. Например, на основе известной среди игроков ролевой системе AD&D недавно была создана игра Dungeons and Dragons Online, в которую гарантированно будут играть десятки тысяч людей, которым эта система знакома.

И уж конечно нет ничего удивительного в том, что вместе с коробкой World of Warcraft можно купить настольную игру с аналогичным названием, романы по миру Warcraft и справочник для тех, кто хочет сыграть в классическую ролевую игру - с карандашом и бумагой.

Огромной популярностью пользуются любые сопутствующие товары: футболки, кепки, литографии, диски с записями музыки из игр, видеоносители с дополнительными роликами, рассказывающими о том, как создавалась игра. А поклонники игры Everquest даже могут приобрести зажигалку Zippo с изображением, соответствующим классу персонажа.

Игры, которые не заканчиваются

Характерно, что у MMORPG практически никогда не бывает конца. Не заканчивается и их разработка - для поддержания интереса постоянно выпускаются обновления, добавляющие новые задания и вещи для игроков, а также открывающие дополнительные области игрового мира.

Не заканчиваются деньги и у игроков. Благодаря их любознательности и платежеспособности виртуальные миры становятся все интереснее и разнообразнее. В Ultima Online, например, можно быть стеклодувом, в Star Wars Galaxies - успокаивать игрой на музыкальных инструментах раненых в лазарете, а в World of Warcraft - ловить рыбу и поджаривать ее со специями. Говорить о многопользовательских играх можно много.

Но, право, играть в них все-таки забавнее.

< Назад в рубрику