Россия
18:38, 6 мая 2006

Варвар не убивал Суд оправдал всех обвиняемых в убийстве Пола Хлебникова

Дело об убийстве главного редактора русской версии журнала Forbes развалилось в суде - Мосгорсуд в субботу оправдал всех подозреваемых. Гособвинитель Дмитрий Шохин пообещал обжаловать вердикт присяжных, однако перспективы нового судебного разбирательства крайне сомнительны - семья Хлебниковых уже дала понять, что у нее нет принципиальных претензий к суду. Расследование этого дела показало, что российские правоохранительные органы даже при желании и поддержке сверху не в состоянии защитить свободу слова.

Главный редактор русского издания журнала Forbes гражданин США Пол Хлебников был убит 9 июля 2004 года. Его расстреляли в 100 метрах от редакции Forbes в Москве. Смертельно раненый Хлебников успел сообщить выбежавшему на улицу заместителю редактора русского Newsweek Александру Гордееву, что никогда прежде не видел стрелявшего в него человека и не знает, с чем связано нападение. Журналист умер по дороге в больницу.

Версия следствия

Официальное расследование убийства Хлебникова было завершено в июне 2005 года. По данным следствия, убийство было совершено преступной группировкой, созданной московским нотариусом Фаилем Садретдиновым в 2002 году. В эту группировку входили в том числе Дукузов и Вахаев. По мнению прокуратуры, именно они были непосредственными исполнителями устранения журналиста. Дукузова вычислили по мобильному телефону, с которого он вел переговоры с Вахаевым в день убийства неподалеку от места преступления. Отпечатки пальцев Вахаева нашли на стекле машины "Жигули", которую обнаружили брошенной после убийства. Дукузов и Вахаев были задержаны в ноябре 2004 года в Минске по запросу российских спецслужб и спустя 2,5 месяца выданы России.

Садретдинов был арестован в Москве в конце мая 2005 года. Еще двоих членов группировки - брата Казбека Дукузова Магомеда и Магомеда Эдильсултанова - продолжают разыскивать. В розыске находится и предполагаемый заказчик преступления - чеченский полевой командир, член "правительства Ичкерии" Хож-Ахмед Нухаев. Следователи предположили, что ему не понравилась книга Хлебникова "Разговор с варваром".

Обвиняемые по делу об убийстве Хлебникова проходят и по другим делам. В ходе следствия установлено, что члены этой группировки причастны к убийству бывшего заместителя председателя правительства Чечни Яна Сергунина, совершенному 25 июня 2004 года в Москве. По данным прокуратуры, Садретдинов "заказал" и организовал покушение на московского риэлтора Алексея Пичугина (однофамильца осужденного сотрудника службы безопасности "ЮКОСа"). А Казбек Дукузов обвиняется в том, что 2 декабря 1997 года вместе с сообщником напал на Руслана Дорожкина и его мать в подъезде дома. Тогда злоумышленники завладели вещами и деньгами на общую сумму около 8 миллионов неденоминированных рублей. На месте преступления были найдены документы Дукузова.

Обвиняемые своей вины не признали.

Доводы защиты

Освободженные подозреваемые у здания суда. Кадр телеканала "Россия
Lenta.ru

Еще до начала процесса стало понятно, что в деле Хлебникова есть нестыковки и "белые пятна". По словам заместителя редактора русского Newsweek Александра Гордеева, Хлебников сказал ему, что в него стрелял русский. Обвинения же были предъявлены чеченцам. Уже на предварительных слушаниях в Мосгорсуде по делу адвокаты подозреваемых подали ходатайство о возвращении дела в прокуратуру. "Мы просим возвратить дело в прокуратуру, поскольку обвинительное заключение составлено с нарушением закона, также не указан полный объем свидетелей защиты", - заявил журналистам адвокат Садретдинова Руслан Коблев.

В ходе судебного процесса вскрылись и другие нестыковки. В частности выяснилось, что из тела журналиста извлекли пули двух видов – от пистолета "Иж" и пистолета Макарова. При этом баллистическая экспертиза показала, что они были выпущены с разного расстояния. Тогда как в материалах следствия говорилось, что стрелял один человек, находившийся за рулем машины. Кроме того, во время суда было установлено, что в ноябре 2002 года, когда, по данным следствия, московский нотариус Фаиль Садретдинов вел переговоры с исполнителями об убийстве Хлебникова, его не было в Москве. А один из свидетелей показал, что предполагаемый заказчик Хож-Ахмед Нухаев не был знаком ни с предполагаемыми убийцами, ни с их предполагаемым сообщником Садретдиновым. Более убедительных свидетельств того, что заказчик и убийцы знали друг друга, у следствия не нашлось.

Кроме того, существуют серьезные разногласия в показаниях реальных очевидцев убийства Хлебникова. Как писало "Время новостей", два брата, оказавшиеся неподалеку от места преступления в момент убийства, заметили на окнах машины преступников "ветроотбойники". Свидетели также настаивают на том, что машина была черная. Однако найден ВАЗ-2115 синего цвета и никаких "ветроотбойников" на окнах автомобиля нет.

Защита настаивала на том, что у предполагаемого заказчика не было мотивов убивать Хлебникова, поскольку в 2002 году Хож-Ахмед Нухаев был не полевым командиром, а чуть ли не ставленником Кремля на пост главы Чечни. Как рассказал один из участников суда "Газете.Ru", в 2002 году Хож Ахмед Нухаев даже приезжал в Москву, где жил в "Президент-Отеле". Что касается самой книги "Разговор с варваром", то, как заявил выступавший в суде в качестве свидетеля представитель выпустившего ее издательства, она предназначалась "скорее для философов и специалистов". По словам издателя, книгу никто не покупал - тираж удалось продать лишь после смерти Хлебникова. А один из допрошенных свидетелей-чеченцев признал, что Нухаев должен был радоваться выходу книги, потому что она пропагандировала его взгляды.

Скандал за скандалом

Мосгорсуд, фото Алексея Гапеева, Lenta.Ru
Lenta.ru

В ноябре дело Хлебникова было передано в Мосгорсуд. Практически сразу стало понятно, какое значение государство уделяет этому процессу - сторону обвинения на суде представлял начальник отдела гособвинителей Генпрокуратуры старший советник юстиции Дмитрий Шохин, прославившийся участием в процессе против Михаила Ходорковского и Платона Лебедева.

Первое судебное заседание состоялось 6 декабря. Тогда было решено, что к процессу будут привлечены присяжные, которые были выбраны к концу декабря. В начале января в начались слушания по существу, но уже в феврале из-за болезни судьи они были приостановлены. Как объясняла газета "Время новостей", Марина Комарова легла в больницу после того, как процесс зашел в тупик - судья и сторона защиты начали обвинять друг друга в нарушении закона. Новым председательствующим на процессе стал Владимир Усов, после чего в соответствии с процессуальными нормами дело начало слушаться заново. На заседании 15 февраля был выбран новый состав присяжных заседателей. По словам адвоката Казбека Дукузова, это в основном женщины в возрасте около 40 лет.

Обвинение было намерено допросить 150 свидетелей, защита планировала вызвать более 20 свидетелей. Однако удалось ли сторонам осуществить задуманное, так и осталось тайной. Процесс был объявлен закрытым - лишь изредка в прессу просачивались подробности того, что происходит за дверями Мосгорсуда. В большинстве случаев речь шла о позиции адвокатов обвиняемых. В феврале председательствующий в суде Владимир Усов удовлетворил ходатайство прокурора Дмитрия Шохина и запретил участникам процесса разглашать сведения о свидетелях, а также их показания. Категорически против закрытого процесса выступали защитники подсудимых. Как заявила адвокат Елена Липцнер, обвинение стремится уменьшить осведомленность общества о ходе процесса и сделать его еще более непрозрачным. Однако представитель семьи Хлебниковых Лариса Масленникова встала на сторону прокурора, заявив, что в противном случае свидетели попросту не станут ничего рассказывать. За день до этого свидетель Сергей Дорожкин не опознал в одном из обвиняемых человека, который, по версии следствия, напал на него в декабре 1997 года.

Решение суда повысить уровень секретности, впрочем, не сильно впечатлило адвокатов обвиняемых. И суд был вынужден еще раз вернуться к этому вопросу. На заседании 12 апреля судья Владимир Усов сделал выговор адвокату Руслану Коблеву за то, что тот слишком много рассказывает журналистам о ходе закрытого процесса. Судье не понравилось, что накануне Коблев заявил ряду СМИ, что "был ошеломлен, что прокурор не предоставил никаких доказательств вины обвиняемых". Председательствующий на суде пригрозил, что из-за болтливости адвокатов будет вынужден распустить состав присяжных. После этого случая СМИ стали сообщать новости из зала суда со ссылкой на анонимные источники, участвующие в процессе.

За последние месяцы защита обвиняемых не раз заявляла о серьезных претензиях к объективности суда. В начале января адвокат Руслан Коблев заявил, что протоколы судебных заседаний искажаются, и потребовал предоставить протокол заседания от 6 декабря. Гособвинитель Дмитрий Шохин посчитал поведение защитника несоответствующим адвокатской этике. Суд удовлетворил ходатайство обвинения и проинформировал адвокатскую палату Москвы о неподобающем поведении Коблева.

В начале февраля адвокаты Садретдинова обратились с жалобой в Федеральную службу исполнения наказаний и к спецдокладчику по правам человека при Комитете ООН по противодействию пыткам. Как объяснил Коблев, обвиняемый переведен в камеру общей площадью восемь квадратных метров, где содержатся пять человек. В камере установлены только четыре койки, а температура воздуха не поднимается выше пяти градусов. По словам адвоката, для его подзащитного - инвалида второй группы - подобные условия содержания сравни пыткам. "Мы не исключаем, что подобное давление оказывается на Cадретдинова в связи с принципиальной позицией по делу", - заявил адвокат. А несколько дней спустя Садретдинов попытался покончить с собой. Как сообщил источник в правоохранительных органах, нотариус попытался перерезать себе вены.

Кроме того, судья отказался высылать повестки свидетелям защиты: по мнению суда, адвокаты должны сами обеспечить их явку. Это вызвало негодование у строны защиты. Один из адвокатов тогда заявил, что защита поставлена в неравное положение с прокуратурой, у которой "есть рычаги для вызова ее свидетелей".

"Подумайте еще раз"

Во вторник, 2 мая, прокурор Дмитрий Шохин попросил присяжных признать виновными всех обвиняемых в деле об убийстве главного редактора русской версии журнала Forbes Пола Хлебникова. Как рассказал адвокат Коблев, "прокурор считает, что вина наших подзащитных полностью доказана".

Первоначально ожидалось, что присяжные огласят свой вердикт в четверг вечером, однако обсуждение 54 вопросов, на которые предстояло ответить присяжным, затянулось, и заседание было перенесено на день. Впрочем, в пятницу судья Владимир Усов также долго не мог приступить к оглашению вердикта. Как пишет "Коммерсант", председательствующий трижды возвращал ответы присяжных на "стилистическую доработку". По словам адвоката Вахаева Руслана Хасанова, "в формулировках содержались неточности, и судья Усов вернул ответы с напутствием: "Подумайте еще раз!". В итоге, вердикт был оглашен лишь к девяти вечера.

То, что обвиняемые оправданы, стало понятно после того, как из здания Мосгорсуда с перекошенным лицом выбежал потерпевший Пичугин. Через десять минут к прессе вышли адвокаты. "Все оправданы", – объяснили они. По информации "Коммерсанта", Фаиль Садретдинов единогласно был признан невиновным по всем пунктам обвинения. В отношении подсудимых Дукузова и Вахаева мнения коллегии разделились: восемь человек признали их невиновными, четверо с этим не согласились. Все подозреваемые были выпущены из-под стражи в зале суда.

Гособвинитель Дмитрий Шохин заявил, что суд проходил с многочисленными нарушениями и пообещал обжаловать вердикт присяжных в Верховном суде России. Однако перспективы нового судебного разбирательства крайне сомнительны - семья Хлебниковых уже дала понять, что у нее нет принципиальных притензий к суду. "Мы согласны с вынесенным решением и не оспариваем вердикт никоим образом", - сообщила журналистам адвокат родных Хлебникова Лариса Масленникова. По ее словам, Майкл Хлебников, брат погибшего, "воспринял вердикт, как и полагается цивилизованному человеку". "Он уважает судебное решение", - отметила Маленникова.

На пресс-конференции в Вашингтоне брат убитого Майкл Хлебников уточнил позицию семьи. Он подтвердил, что у него действительно нет претензий к суду. Тем не менее, он "удивлен" исходом суда. "Нам сказали наши представители и представители правительства США, что доказательства против обвиняемых прочные. Так что мы очень шокированы результатом", - цитирует другого брата журналиста Питера Хлебникова НТВ. Семья журналиста призвала российские власти продолжить следствие и привлечь к нему правоохранительные органы всех заинтересованных стран, в том числе США.

С похожим заявлением выступил Госдепартамент США. Американское внешнеполитическое ведомство призвало российские власти сделать все возможное, чтобы найти убийц Пола Хлебникова. Как заявил официальный представитель Госдепартамента Шон Маккормак, оправдательный вердикт в деле Хлебникова, вынесенный накануне, означает, что убийцы журналиста остаются на свободе. В Госдепартаменте считают это совершенно недопустимым. "Запугивание и убийства журналистов - это вызов всем, кто верит в демократические ценности. Нельзя допускать подобного", - заявил Маккормак. При этом он признал, что правительство России уделяет делу Хлебникова повышенное внимание, и заявил, что американские власти готовы оказать российским правоохранительным органам содействие в поимке преступников.

В субботу Мосгорсуд вынес оправдательный приговор обвиняемым. Сразу после оглашения приговора они заявили, что намерены требовать компенсацию от государства. "За полтора года [тюремного заключения] я потребую полтора миллиона долларов как минимум. Но я стою этого", - уверен Казбек Дукузов. А значит, совсем скоро мы узнаем, во сколько России обойдется неумение следователей Генпрокуратуры собирать доказательства, которые оказывают сильное впечатление не только на Басманный суд.

Андрей Ломкин

< Назад в рубрику