11 мая в прокат выходят четыре фильма - "Хроники обыкновенного безумия", "Минотавр", "Остаться в живых" и "Сайлент Хилл". Обозреватели журнала Time Out Москва обнаружили, что все картины повествуют о пограничных состояниях человеческой психики, и что иногда от этого даже бывает весело, но, в основном, все-таки жутко.
Режиссер Петер Зеленка. В ролях: Иван Троян, Зузана Сулайова, Мирослав Кробот. Чехия - Германия - Словакия, 2005. 100 мин.
И вправду, панорама безумия. Нет, не какого-то буйного помешательства, а той несильной, немного утомительной для окружающих придури, которая настигает практически каждого где-то после тридцати, когда начинаешь плевать на многие условности.
Вот пьяный водитель электрокара Петер Ханек, впотьмах перепутав комнаты, пробирается в спальню тети любовника своей бывшей жены и отстригает ей клок волос. Все бы обошлось, но Ханека видели тетины дети. Вот меланхоличный диктор-пенсионер, озвучивший своим вкрадчивым баритоном все официальные визиты товарища Гусака, звонит по случайному номеру и ошалело врачует душевные раны скульпторши-авангардистки, принимающей его за своего бойфренда. Все бы обошлось, но собеседница заставляет мужчину признаваться ей в любви - а он, как порядочный человек, привык отвечать за свои слова.
Вот старушка аристократической осанки, разглядевшая у мужа якобы симптомы болезни Альцгеймера, беспричинно гавкает (да-да, гавкает!) на него, надеясь спровоцировать старика хоть на какой-нибудь эмоциональный отклик. И все бы ничего, но он ненавидит эти визгливые "бау" и удирает от жены позировать той самой скульпторше. Соседи заходят в гости на огонек, со своей простыней, перепихнуться при постороннем. Завскладом изменяет своей жене с пластмассовым манекеном. Одеяло нападает на человека. Мир движется к гармонии.
Через эти неприступные горы эксцентрики сюжет фильма семенит с несгибаемым упорством грузового электрокара - невозмутимостью интонации "Хроники" напоминают эпикриз. В путешествии к границам психической стабильности режиссера Зеленку явно подпитывает вера в то, что Земля - это, в конечном счете, довольно гостеприимное место, и, что бы ни случилось, "хоть как-нибудь, да будет - ни разу ведь не бывало, чтоб никак не было". Драматичные мысли о мучительной и фатальной неустроенности обывателя в этом мире превращаются в "Хрониках" в свидетельство безграничной устойчивости человеческой психики.
Очевидно, этот ироничный оптимизм происходит еще из советско-чехословацкого кино, склонного даже историю пионера-героя превратить в комедию абсурда ("Поезда под пристальным наблюдением" Иржи Менцеля). Правда, у Зеленки абсурд имеет несколько театральный, старомодный привкус (фильм, кстати, возник из одноименной пьесы-ситкома). Согласитесь, что вожделеющий куклу персонаж - это уже эксцентрика на грани банальности. А в остальном - да, очень жизненно. "Не то чтоб разумом моим я дорожил, не то чтоб с ним расстаться был не радый - нет, радый! Очень радый!"
Василий Корецкий, Time Out Москва
Режиссер Джонатан Инглиш. В ролях: Том Харди, Тони Тодд, Лекс Шрапнель, Мишель Ван Дер Уотер, Рутгер Хауэр. Великобритания - Германия - Люксембург - Франция - Испания, 2005. 93 мин.
Телеспектакль по мотивам соответствующего античного мифа: группа нордической молодежи отправляется на остров Минос, послужить пищей для помеси быка и афроамериканки (почему-то именно чернокожие населяют этот средиземноморский островок). С компанией увязывается царевич (Харди), у которого вообще-то есть отсрочка от почетной обязанности. Но в жертву зверю когда-то отдали его любимую, парень романтично верит, что девушка еще живет в лабиринте Миноса и очень-очень хочет ее спасти.
Царевича зовут Тео (видимо, сокращение от Тесей). Но могли бы назвать и Томом - реальные сценические псевдонимы актеров фильма смотрелись бы на героях этого фарса куда круче. Жалкие Зико, Диди или там Рафаэлла не идут ни в какое сравнение с Лексом Шрапнель и Мишель Ван Дер Уотер. Минотавра зовут Минотавр, но кличка Холстомер или Росинант пошла бы ему куда больше. Добрую половину фильма это несчастное существо не показывается перед камерой, и ясно, почему: "монстр" здорово похож на изможденного, гниющего с головы вола. Пугало из такого инвалида выходит, конечно, так себе. Но, поверьте, это самое эффектное, драматичное и, главное, доступное пособие к лекциям о клинической картине коровьего бешенства.
Василий Корецкий, Time Out Москва
Режиссер: Уильям Брент Белл. В ролях: Джон Фостер, Сэмери Армстронг, Адам Голдберг, Мария Калинина. США, 2006. 85 мин.
Остаться в живых - вот что пытаются сделать фрики-геймеры из Нового Орлеана, когда узнают страшную истину: погибнув во время прохождения бета-версии одноименного квеста, игрок погибает взаправду. Кровь из несчастных любителей видеоигр выпускает венгерская графиня Эржбет Батори (ее играет Мисс Москва-89 Маша Калинина). Эта фольклорная средневековая злодейка имела обыкновение принимать ванны из крови девственниц, надеясь обрести жизнь вечную. И точно, обрела, пусть и в виртуальной реальности. Единственное, что можно теперь поделать с готической красавицей, - пройти опасную игру до конца и отправить Эржбет обратно в ад.
Разумеется, брака в этой хоррор-поделке предостаточно - начиная с общего идиотизма сюжета и заканчивая абсурдным отсутствием кровищи в сказке про "Кровавую Графиню". Но в отличие от прочих картин о тяжелой судьбе геймеров, где битые два часа приходится смотреть на зануд с пластмассовыми фиговинами в руках, эта - по-настоящему яркое зрелище. Игровая реальность мрачна и подробна, а актеры Джон Фостер и Сэмери Армстронг хнычут с неожиданным отчаянием и драматизмом (возможно, даже провидческим: "Остаться в живых" - это последнее, что было снято в Новом Орлеане перед приходом урагана "Катрина"). Однако расчет режиссера Белла исключительно на шумовые эффекты не оправдался: при громком появлении очередного упыря хочется все-таки не кричать, а жать на "ресет".
Джошуа Роткопф, Time Out New York
Режиссер Кристофер Ганс. В ролях: Рада Митчелл, Шон Бин, Дебора Кара Унгер, Джоделль Ферланд. США - Япония - Франция, 2006. 127 мин.
Душевное здоровье крошки Шэрон (Ферланд) беспокоит родителей - девочка ходит во сне и бредит таинственным городом Сайлент Хилл. Пока практичный папа (Бин) раздумывает, не сдать ли Шэрон в психбольницу, мама (Митчелл) решает свозить ее в место из ее снов. Сайлент Хилл на поверку оказывается заброшенным шахтерским городком где-то в туманах Западной Виргинии. С неба здесь сыплется пепел, улицы пусты, а за каждым углом прячется разнообразная адская дичь вроде безликих санитарок-убийц и призраков сгоревших шахтеров.
Где и когдаРасписание показов в кинотеатрах Москвы
Наверное, каждый, кому приходилось садиться за компьютер, знает: Silent Hill - это серия видеоигр, которыми с 1999 года запугивает планету японская компания Konami. Надо сказать, что великому множеству фанатов-сайлентхилловцев повезло. За киновоплощение мрачного мира "тихих холмов" взялся не бесцеремонный циник Уве Болл, а человек большого художественного вкуса - Кристоф Ганс ("Братство волка" и "Плачущий убийца"). Он, как выяснилось, и сам любит на досуге побродить по виртуальным улицам кошмарного города (другим известным фанатом игры является Ларс фон Триер). Второй раз повезло, когда на должность художника-постановщика утвердили Кэрол Спир, постоянно сотрудничающую с Дэвидом Кроненбергом. Так что временами с экрана показывают действительно жуткие вещи.
Слабое звено проекта - особенно оно покажется таким зрителям-неигроманам - сценарий того самого Роджера Эйвери, который числится соавтором "Криминального чтива". Сюжет "Сайлент Хилла" разыгрывается сразу в нескольких измерениях, и отступлений от формальной логики тут столько, что сценарий больше похож на учебник бальных танцев, чем на связную историю. Другое дело - нужен ли внятный сценарий фильму, который сам режиссер определяет как "нечто среднее между румынской мелодрамой и сюрреалистической фантастикой"?
Василий Степанов, Time Out Москва