В бразильском штате Сан-Пауло на протяжении почти четырех дней члены одной из преступных группировок держали в страхе двадцатимиллионное гражданское население, устроив настоящую бойню на улицах городов. За это время погибли около 80 человек, 27 из которых бандиты, а остальные - полицейские и мирные жители. Бунтами были охвачены около 50 тюрем, в заложниках оказались 300 человек. Хотя это массовое выступление представителей преступного сообщества Сан-Пауло было не первым, оно отличалось особой дерзостью.
События в Сан-Пауло развивались стремительно. В ночь с 12 на 13 мая уличные банды, вооруженные автоматами и гранатами, совершили серию нападений на полицейские участки в различных городах штата. В перестрелках погибли 30 человек, еще столько же получили ранения. 16 участников беспорядков полиции удалось задержать. Однако на следующий день "рейд" бандитов поддержали заключенные, беспорядки вспыхнули в 18 тюрьмах штата, в заложниках оказались около ста человек. Полиция сразу же заявила, что к организации "бандитского мятежа" причастна группировка "Первое командование столицы" (First Commando of the Capital), которая с 1993 года занимается торговлей наркотиками и оружием, грабит и похищает людей (ее создателями были заключенные-наркоторговцы). В начале мая почти 800 членов группировки были переведены в тюрьмы с более суровыми условиями содержания. Власти таким образом пытались разобщить группировку, но не оценили степень ее организованности.
За два дня беспорядков к восставшим присоединились заключенные еще более 30 тюрем, теперь в акциях неповиновения принимали участие, по меньшей мере, 50 исправительных колоний. Количество заложников, в основном из числа тюремных надзирателей, возросло до 250 человек, однако к 15 мая часть заложников была выпущена, в руках бунтующих оставались 130 человек. Всего было зафиксировано 150 нападений на полицейских, в результате которых погибли 35 сотрудников правоохранительных органов Бразилии. На третьи сутки беспорядков были убиты 78 человек, почти 30 из которых являлись преступниками, участвовавшими в перестрелках с полицией. Полиция задержала 82 подозреваемых в причастности к организации мятежа и конфисковала 97 единиц стрелкового оружия.
В городах штата бандиты сожгли 70 муниципальных и частных автобусов, многие компании, занимающиеся перевозками пассажиров, отказывались выпускать автобусы на линии, что вызвало перебои в транспортном сообщении. Были закрыты четыре автовокзала, не работали школы. В столице штата - городе Сан-Пауло, где развернулись основные сражения между полицией и бандитами, были разгромлены около десяти банков, преступники устроили перестрелку на станции метро. На период беспорядков жителям города, в котором начали расти панические настроения, устроили незапланированные каникулы, и власти настойчиво требовали, чтобы граждане оставались дома.
15 мая президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва обратился к губернатору штата Сан-Пауло Клаудио Лембе с предложением предоставить помощь федеральных властей. Глава государства был готов ввести чрезвычайное положение в регионе и бросить на подавление криминального мятежа более четырех тысяч солдат из армейских спецподразделений. Однако губернатор штата заявил, что местная полиция может справиться с преступниками своими силами. 16 мая власти Сан-Пауло объявили о том, что им удалось полностью подавить массовые беспорядки.
Местные чиновники не сообщают, как удалось усмирить преступников. Но это не первое массовое выступление криминальных сообществ Бразилии в этом штате. Группировка "Первое командование столицы" уже заявляла о себе массовыми акциями неповиновения в тюрьмах штата Сан-Пауло, которые произошли 17-20 февраля 2001 года. Тогда также звучали победные реляции властей, однако оказалось, что бандитская группировка является куда более могущественной и организованной структурой.
Пять лет назад в самой большой тюрьме штата - Карандиру - вспыхнуло восстание заключенных. Спровоцировало его решение администрации исправительного учреждения перевести десятерых криминальных "авторитетов" в тюрьмы с более суровыми условиями содержания, расположенные в отдаленных штатах. Приказ о переводе заключенных был получен, когда выяснилось, что они причастны к убийству нескольких сокамерников, к тому же в ходе обыска в их камерах были обнаружены мобильные телефоны и оружие.
Через сутки беспорядками были охвачены 24 тюрьмы Сан-Пауло, в заложниках оказались, по оценкам бразильских СМИ, от пяти до восьми тысяч человек, в основном из числа родственников заключенных, пришедших на свидания, и тюремных надзирателей. Полиция тогда заявила, что именно родственники арестантов пронесли в исправительные учреждения мобильные телефоны и вооружение, кроме того, они отказывались покидать тюрьмы, препятствуя полицейским в проведении операции.
На второй день полиция восстановила порядок в 16 восставших тюрьмах. Главным требованием заключенных было возвращение "авторитетов" в Карандиру, но губернатор штата тогда заявил, что не пойдет на "сделку" с преступниками.
Через три дня восстание заключенных было подавлено полностью. В общей сложности в нем приняли участие от 16 до 27 тысяч человек. Во время бунта погибли 15 человек (четверо в Карандиру и пятеро в тюрьме "Франко да Роша" были застрелены полицией, остальные, по данным тех же правоохранительных органов, погибли от рук других заключенных).
Бунт был подавлен не силой оружия, бразильские власти пошли на уступки восставшим и даже заключили с ними некий "договор", детали которого остались в секрете. Известно лишь то, что вернуть десятерых "авторитетов" в Карандиру полиция отказалась.
Большинство исправительных учреждений Бразилии переполнены, правоохранительные органы не в состоянии контролировать деятельность организованной преступности даже за решеткой. Из-за этого восстания в тюрьмах происходят регулярно. Однако, пожалуй, впервые попытка властей навести порядок в исправительных учреждениях вызвала такой всплеск ответного насилия, захлестнувшего уже не тюрьмы, а улицы городов. Учитывая, что в дело чуть было не вступила бразильская армия, а в крупном штате страны едва не было введено чрезвычайное положение, хочется спросить: где в Бразилии заканчивается преступность и начинается политика?
Руслан Кадрматов