С 17 по 28 мая 2006 года в Каннах пройдет 59-ый международный кинофестиваль. Председателем жюри выбран знаменитый китайский режиссер Вонг Карвай. Основной конкурс, состоящий из 19 картин, пестрит европейскими именами. Российское кино представлено только в параллельной программе "Особый взгляд".
Конкурсная программа фестиваля, как это обычно бывает, состоит из картин трех видов: тех, которые всем хочется посмотреть, тех, которые отражают кинопроцесс в сравнительно экзотических странах, и тех, которые соответствуют нынешним умонастроениям интеллектуалов левоцентристского толка.
К числу первых явно относятся "Возвращение" Альмодовара (давно ждали), "Вавилон" Гонсалеса Иньяриту (один актерский состав чего стоит: Кейт Бланшетт, Брэд Питт и Гаэль Гарсиа Берналь), "Мария Антуанетта" Софии Коппола (ее любят в Каннах).
Во вторую категорию попадают "Климаты" турка Нури Бильге Джейлана (его "Отчуждение" получило в 2003 году в Каннах гран-при жюри), "Хроника побега" аргентинца Исраэля Адриана Каэтано (обладателя премии ФИПРЕССИ за "Боливию" 2001 года), "Летний дворец" Лоу Е (автора горячо встреченного в 2001 году фильма "Тайны реки Сучжоу").
"Туземцы" Рашида Бушареба - образец актуального кино. Это фильм об алжирцах, сражавшихся в рядах Сопротивления в годы Второй мировой войны (игнорируемые истеблишментом национальные меньшинства показали Франции что к чему в этом году). Классик английского социального кино Кен Лоуч снял "Ветер, что колышет ячмень" об ирландском сопротивлении англичанам в начале XX века. Название картины Ричарда Линклейтера "Нация фаст-фуда" говорит само за себя, тем более, что на глазах толстеет не только Америка, но и Европа.
Едва ли кто-то с уверенностью может сейчас назвать явного фаворита конкурса, памятуя о непредсказуемых решениях жюри предыдущих лет, например, о победе "9/11 по Фаренгейту" Майкла Мура в 2004-м или о триумфе братьев Дарденнов в 2005-м, когда их лента "Дитя" неожиданно обошла картины Ханеке, Кроненберга, Ван Санта, фон Триера и Вендерса.
Вся конкурсная программа
Канны не брезгуют голливудскими блокбастерами: фестиваль откроется "Кодом да Винчи" Рона Говарда, аккумулировавшим, кажется, максимум скандалов со времен "Последнего искушения Христа". Также будет показана третья часть "Людей Икс" и мультфильм "Лесная братва" ("Over the hedge"). Пол Гринграсс представит свой "Рейс 93" ("United 93"), снятый к пятилетию терактов 11 сентября.
Во внеконкурсной программе оказалось много приятных сюрпризов. Например, будет показана документальная "Chambre 666" ("Комната 666") Вима Вендерса 1982 года, в которой Годар, Фассбиндер, Антониони и Спилберг обсуждают перспективы кинематографа. Сидни Поллак привез в Канны свой первый документальный фильм - "Sketches of Frank Gehry" ("Наброски о Фрэнке Гери", великом архитекторе). Франсуа Озон покажет новый "Un lever de rideau" ("Поднимающий занавеску").
Фильм "977/Девять семь семь" российского режиссера Николая Хомерики включен в программу "Особый взгляд". В 2005 году Хомерики получил вторую премию в каннском конкурсе "Синефондасьон" за короткометражную ленту "Вдвоем".
Программа нынешнего Каннского фестиваля все-таки выглядит интригующе. Хорошо, если политика не затмит у жюри любовь к кино. Кстати, сами судьи воплощают "синематограф" в его многообразии самым непосредственным образом: в этом году решать, кому отдать "Золотую пальмовую ветвь", будут актеры Тим Рот, Сэмюэль Л. Джексон, Хелена Бонэм Картер и Чжан Цзыи, режиссеры Патрис Леконт и Элиа Сулейман. Трудно представить, каков может быть компромисс между этими очень разными и яркими людьми, но тем интереснее.
Юлия Штутина