Около 8 часов утра в среду 17 мая в Назрани произошел террористический акт, в результате которого погибли семь человек, в том числе заместитель министра внутренних дел Ингушетии Джабраил Костоев.
Костоев ехал из селения Экажево, где он жил, на работу в Назрань. Кортеж состоял из трех машин, причем все они были бронированными. Начиненный взрывчаткой автомобиль (судя по всему, "жигули", сообщения о том, какой именно модели он был, противоречивы), припаркованный у обочины дороги, взорвался, когда кортеж замминистра проезжал мимо.
Мощность взрыва составила более 100 килограммов в тротиловом эквиваленте. Машину, в которой находился Костоев, отбросило примерно на 20 метров, она загорелась. В результате от нее практически ничего не осталось.
При взрыве погибли семь человек: Костоев, двое его охранников и четыре человека, находившиеся в проезжавшей мимо машине.
В первых сообщениях информационных агентств говорилось, что теракт совершил смертник. Якобы заминированная машина выехала с боковой улицы, поравнялась с кортежем, после чего был произведен подрыв. Однако эта информация почти сразу была опровергнута прокурором Ингушетии Махмудом Калиматовым. "У нас нет никаких данных о том, что теракт совершил террорист-смертник", - цитирует его слова агентство РИА Новости.
По факту теракта возбуждено уголовное дело сразу по нескольким статьям Уголовного кодекса России: 317-й (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов), 205-й (терроризм), части 2 статьи 105 (убийство двух и более лиц), части 3 статьи 222 (незаконное приобретение, хранение и перевозка оружия и взрывных устройств). В Назрань вылетела бригада следователей из Москвы.
Прокурор Ингушетии Махмуд Калиматов на вопрос о версиях теракта ответил, что фактически единственной версией является профессиональная деятельность Джабраила Костоева. По словам прокурора, Костоев давно работал в правоохранительных органах и "был принципиальным работником". Из-за своей жесткости он нажил себе немало врагов в криминальной среде.
Семью Костоевых можно назвать семьей борцов с преступностью. Многие ее представители служили и служат в органах внутренних дел.
Во время нападения боевиков на Назрань летом 2004 года погибли двое Костоевых, в том числе исполняющий обязанности министра внутренних дел Абукар Костоев.
2 ноября 2005 года неизвестным был убит из автоматического оружия участковый милиционер, родной брат Джабраила Костоева Зубайер. 3 ноября на его похоронах на родовом кладбище Костоевых в Экажево был взорван фугас. Мощность взрыва составила около 300 граммов в тротиловом эквиваленте, и то, что никто не погиб, называют счастливой случайностью.
Вечером 7 декабря 2005 года дом Костоевых в Экажево был обстрелян из автоматов. Никто не пострадал, нападавшие скрылись.
На жизнь самого Джабраила Костоева, который долгое время занимал пост начальника Назрановского городского отделения милиции, покушались неоднократно. 15 августа 2005 года он получил серьезные ранения руки и ноги в результате теракта: взрывное устройство, заложенное на дороге, было приведено в действие в тот момент, когда его машина проезжала мимо.
17 февраля 2006 года окна рабочего кабинета Джабраила Костоева были обстреляны из огнемета "Шмель". Один снаряд попал в кабинет, где Костоева в тот момент не было, второй, задев провода линии электропередач, изменил направление и попал в стену. Ни один из снарядов не взорвался.
30 марта министр внутренних дел России Рашид Нургалиев назначил исполняющим обязанности главы МВД Ингушетии Мусу Медова. В должности его первого заместителя был утвержден Костоев.
Он всегда ездил на бронированной машине в сопровождении охраны. Но, по признанию специалистов, на сей раз у него практически не было шансов выжить.
Иван Грушин