Берлинский авиасалон ILA-2006, который проходит в Германии с 15 по 21 мая, был омрачен скандалом, в центре которого оказались российские компании. Немецкий бизнесмен Франц Зедельмайер, который на протяжении восьми лет пытается вернуть отсуженные у России 2,3 миллиона долларов, намеревался арестовать самолет Ту-204-300 и экспозицию "Роскосмоса" в счет долга Российской Федерации. Компания "Туполев" 18 мая спешно отправила свой лайнер в Россию, предполагая, что самолету действительно угрожает арест.
Первые сообщения о том, что российское имущество, вывезенное на выставку в Германию, находится под угрозой ареста, появились 17 мая. Сотрудники компании "Туполев" заметили, что номера самолета Ту-204-300 переписывают несколько посетителей салона. (Кстати, на этом лайнере на выставку прилетел руководитель Федерального агентства по промышленности РФ Борис Алешин). Опасения туполевцев позднее подтвердили представители аэропорта Шонефельд, на котором проходит авиасалон. Они предупредили руководство "Туполева", что на выставке присутствуют помощники Зедельмайера, которые будут требовать ареста российских самолетов.
"Российские представители расценили эти действия как намерение арестовать самолет, поэтому было принято решение улететь с выставки досрочно", - заявили представители "Туполева". Это произошло вопреки заверениям организатора выставки - компании Messe Berlin, что никаких проблем с претензиями Зедельмайера не возникнет. В официальном же сообщении туполевцев было сказано, что вылет Ту-204-300 пройдет по графику, как и было определено в расписании авиасалона. Самолет улетел утром 19 мая, в тот день, когда на авиашоу ILA-2006 открылись двери для все желающих посетить выставку.
Ту-204-300 поднялся в воздух на шесть часов раньше запланированного срока. Сделано это было, по словам представителей "Туполева", только для удобства улетающей делегации России. Газета "Коммерсант" получила комментарии от лизинговой компании "Ильюшин Финанс Ко", которой принадлежит самолет: "Мы озабочены сложившейся ситуацией, ведь накануне салона его организаторы и представители правительства Германии давали гарантии, что таких проблем не возникнет. В следующий раз придется тщательнее изучать возможность подобных действий в отношении нашей техники". Из этих слов следует, что россияне все же опасались ареста самолета, поэтому его отлет был так похож на бегство.
Наблюдатели считают, что интерес Зедельмайера именно к Ту-204-300 (лайнер стоит 30 миллионов долларов, первые четыре машины находятся в парке авиакомпании "Владивосток Авиа") неслучаен. Все остальные российские самолеты, представленные на ILA-2006 (Ил-76 и Бе-200 от МЧС и истребитель Миг-29 ОВТ от корпорации "МиГ"), подпадают под действие немецкого закона от 1937 года о защите от неправомерного ареста воздушных судов, предназначенных для оборонных, медицинских и противопожарных целей. Есть мнение, что Зедельмейер специально решил "побороться" именно за самолет Туполева, ведь, во-первых, на нем прилетела делегация высокопоставленных чиновников из России, а во-вторых, в бюллетене выставки этот лайнер назван "самолетом Путина" (правда, непонятно, почему).
Правда, Ту-204-300 сейчас находится в собственности ОАО "Владивосток Авиа" (продан в лизинг компанией "Ильюшин Финанс Ко"), а эта фирма, несмотря на то, что контрольный пакет ее акций находится у государства, не может отвечать по долгам России. То есть изначально претензии немецкого бизнесмена были бессмысленны, о чем, кстати, ему сказали и устроители выставки.
Вероятно, из-за это сам Зедельмайер обратил свои взоры на довольна обширную экспозицию Федерального космического агентства, которая включает макеты спутников ГЛОНАСС-К, "Экспресс-АТ", "Экспресс-АК", модель стартового комплекса для ракеты-носителя "Союз СТ", макеты ракет-носителей "Союз-2" и "Союз-3". Все это оценивается в миллион евро. Ссылаясь на решение суда, он заявил, что у него есть документы, подтверждающие арест представленных на выставке моделей спутников и другого оборудования. Эти документы, по словам бизнесмена, он получил утром 18 мая. Однако в "Роскосмосе" заявили, что не получали документально оформленных претензий от Франца Зедельмайера, поэтому не видят смысла в обсуждении этого вопроса.
Представитель ФГУП "Рособоронэкспорт" сказал, что в российской делегации нет панических настроений. "Пусть паникуют те, кто этот шум поднял", - подчеркнул он. Сам же Зедельмайер в интервью телеканалу "НТВ" 18 мая заявил, что намерен отсудить у России пять миллионов евро. "Решение суда в мою пользу существует уже много лет. И сейчас магистрат местного суда подтвердил законность моего требования - изъять российскую собственность во время авиашоу ILA", - отметил он. Также от сказал, что на выставке работают судебные исполнители, которые "изымают то, что считают нужным". Кстати, последнее высказывание бизнесмена, на счет деятельности судебных исполнителей, не подтверждается. Выставка продолжает работу в нормальном режиме.
Действительно, российская сторона заблаговременно заручилась поддержкой устроителей салона, которые обещали, что ни один из экспонатов выставки не будет арестован. Более того, организаторы ILA-2006 обратились в местный суд и, вероятно, получили некие гарантии, так как было заявлено, что на территории Германии не было прецедентов, когда на авиационных выставках арестовывалась чья-то собственность. Российскую сторону заверили, что скандала не будет точно. "Мы затратили огромные суммы на юристов, чтобы во время выставки никаких проблем не возникло", - сказал один из организаторов авиасалона.
Стоит сказать, что и российская делегация со своей стороны была готова к худшему. Об этом говорит тот факт, что на авиасалон приехал начальник управления по защите гостайны и безопасности Федерального агентства по промышленности РФ Василий Кулякин.
Все эти приготовления были неслучайными, если вспомнить неприятную историю, которая приключилась на крупнейшем авиасалоне во Франции. В июне 2001 года швейцарская фирма Noga, пользуясь решениями Люксембургского суда и Стокгольмского арбитража, на авиасалоне в Ле-Бурже пыталась арестовать российские истребители Су-30МК и МиГ-АТ. Тогда оба самолета спешно покинули выставку благодаря помощи администрации французского салона.
Нелишним будет вспомнить и прошлый берлинский авиасалон ILA-2004, когда российская сторона, не получив заранее иммунитета от устроителей выставки, не решилась показать ни одного полноразмерного летательного аппарата, опасаясь, что их арестуют по иску компании Noga.
После развала СССР Франс Зедельмайер, эксперт по безопасности из Мюнхена, приехал в Санкт-Петербург, где решил начать собственное дело. Компания бизнесмена SGC International арендовала особняк на 25 лет, потратив на оборудование его под конференц-центр и место для тренировок сотрудников служб безопасности два миллиона долларов.
В декабре 1994 года особняк распоряжением президента России Бориса Ельцина был передан под резиденцию для приема иностранных делегаций. Зедельмайер пытался вернуть здание, но был вынужден уехать в Германию. Обратно в Россию его уже не пустили.
В июле 1998 года бизнесмен подал иск на российское правительство в арбитражный суд Стокгольма, который присудили Зедельмайеру 2,35 миллиона долларов. Но денег он не получил.
В 2001 году Зедельмайер подал иск в суд Германии, потребовав конфисковать в его пользу платежи компании "Lufthansa Россия" за пролет над территорией Российской Федерации. Но процесс завершился не в пользу бизнесмена, так как суд решил, что Lufthansa может необоснованно пострадать, понеся финансовые убытки из-за запрета летать в России.
В начале марта 2006 года суд Кельна согласился передать под контроль Зедельмайера городское здание стоимостью 40 миллионов долларов, в котором раньше располагалось торговое представительство СССР. По решению суда, бизнесмен после передачи здания в его собственность мог получать ежемесячную ренту от его арендаторов в размере 29 тысяч долларов.
Пресс-секретарь Управления делами президента Виктор Хреков заявил тогда, что Россия обжалует решение суда Кельна о передаче Зедельмайеру здания, принадлежащего Российской Федерации.
Руслан Кадрматов