Стоит сразу оговориться, что автор этих строк не читал детектив Дэна Брауна под названием "Код да Винчи". В том числе и потому, что, зная о грядущей экранизации, намеревался насладиться таинством кинематографа с незамутненным первоисточником сознанием. В итоге, после просмотра одноименной картины остались только два ощущения: приятное чувство сытости от съеденного попкорна и жестокая ностальгия по мистеру Индиане Джонсу.
Надо признать, что ответственность, которую взяли на себя режиссер Рон Говард и вся актерская братия, была велика. И дело даже не в оскорбленных чувствах верующих, о которых так много и так нудно говорилось в СМИ, а в том пристальном внимании, которое было гарантировано проекту с момента его старта. Почти 50 миллионов экземпляров книги, проданных по всему миру, обязывали.
Итак, сравнение, которое напрашивается само собой - фильм Стивена Спилберга "Индиана Джонс и последний Крестовый поход".
Задача: поиски Святого Грааля.
Главные герои мужского пола: большой американский ученый Индиана Джонс, его папа Джонс-старший.
Главная героиня женского пола: честолюбивая и симпатичная иностранка
Главные злодеи: орды нацистов, их наймитов, безответственные богатые предприниматели и лично фюрер.
Девиз фильма: "Папа! Это нашу собаку звали Индиана, а не меня!"
Задача: поиски Святого Грааля.
Главные герои мужского пола: большой американский ученый Роберт Лэнгдон. Папа неизвестен.
Главная героиня женского пола: честолюбивая и симпатичная иностранка.
Главные злодеи: церковные сообщества, религиозные фанатики, безответственные богатые предприниматели и таинственный Учитель.
Девиз фильма: "Софи, я твоя бабушка!"
И по порядку.
С выбором актеров для "Кода" Говард был почти обречен. Кто мог сыграть главную роль в экранизации главного блокбастера последних лет? Конечно, главный драматический лицедей Голливуда. А кто у нас главный лицедей? Кто сказал Том Круз?! Правильно, Том Хэнкс! Ну, а кому достанется роль зловредного французского копа, не дающего Роберту Лэнгдону спокойно обрушить основы одной из главных мировых религий? Не Венсану Касселю же, в самом деле. Конечно, истребителю Годзиллы Жану Рено.
У кого-то возникли вопросы по поводу женской роли? Эммануэль Беар? Слишком пафосна, да и кто ее помнит. Софи Марсо? А она еще живая?! Одри Тоту? Конечно! "Амели", пожалуй, единственный французский проект последних лет, который не только привлек внимание американских зрителей, но даже претендовал на некоторое количество Оскаров.
Видимо именно эта обреченность и стала главной проблемой Говарда. Получив в свою команду звезд первой величины, он предоставил им полное право проявить свои таланты, не удосужившись сообщить, что, собственно, он от них хочет. В итоге, и Хэнкс, и Тоту, и Рено выглядят в кадре засыпающими на берегу рыбами. Солидная мыслительная работа Лэнгдона, вдумчивые экскурсы в историю религии и даже трепетное отношение к артефактам выглядят куда менее симпатично, чем варварские методы Индианы Джонса. Ей богу, при всей смехотворности некоторых деталей, простой семизарядный револьвер мистера Джонса представляется более убедительным способом поиска истины, чем все эти гаджеты, которыми пользуются герои "Кода".
А уж про то, что принято называть экшеном, и говорить нечего. Банальнейшие до отвращения приемы, вроде проскакивания легкового автомобиля между двумя грузовиками и прочие прелести в виде неловких ударов дверьми о головы наступающих супостатов вызывают смертельную скуку и, в который уже раз, заставляют ностальгировать по веселым мордобоям из знаменитой трилогии Спилберга.
Но, скажет иной вдумчивый зритель, профессор Лэнгдон по сути своей не Индиана Джонс, да и главными в произведении Брауна являются не способы раскрытия тайны, а сама тайна. Вполне вероятно. Но в фильме Говарда нет даже намека на какую-то тайну, приближение к разгадке которой должно сопровождаться все возрастающим напряжением в кадре.
Да, кадр есть. Лувр есть. Могила Ньютона есть. Есть полусумасшедший старик, который сплавил подальше свою бабушку и между дикими оргиями со своими соратниками дарит своей внучке деревянные головоломки. Есть французский полицейский, почему-то состоящий в "Опусе деи", есть вспыхивающие перед глазами Лэнгдона символы, которые до неприличия похожи на символы, всплывавшие перед взором героя другого фильма Рона Говарда - "Игры разума". Есть незатейливый продакт-плейсмент мобильных телефонов и широкоэкранных телевизоров. Настолько незатейливый, что проще было бы герою Хэнкса выйти на середину Вандомской площади с плакатом "Я пользуюсь гаджетами фирмы такой-то". Но тайны нет, даже близко.
Наименее однозначен был выбор актера на роль Лью Тибинга, которого и злодеем-то можно назвать лишь с большой долей иронии. Но тут, надо признать, Говард со товарищи попал прямо в точку. Сэр Йен Маккелен, он же Гендальф, он же Магнето сыграл одну из своих лучших ролей, сумев совершенно затмить всех без исключения главных действующих лиц. Это единственный по-настоящему живой персонаж картины, выдерживающий сравнение с героями "Последнего крестового похода". Его Тибинг не менее выразителен, чем мистер Джонс-старший, и его фиаско вызывает скорее сожаление, нежели удовлетворение.
Очень жалко несчастного альбиноса. Прекрасный актер Пол Беттани, которому досталась роль Сайласа, проявил себя с лучшей стороны, но был, как и все остальные актеры, зажат в рамках режиссерской беспомощности. В итоге его образ получился скроенным наспех и без должной мотивации.
Итак... фильм удался.
Удался хотя бы потому, что картины подобного плана просто обречены на коммерческий успех. Крайне популярный литературный первоисточник, грамотная маркетинговая политика, баснословная бесплатная реклама, которую волей-неволей обеспечила фильму христианская церковь всех конфессий - вот слагаемые успеха этого фильма. Но относиться к нему серьезно нельзя. "Код да Винчи" - модный способ завоевать благосклонность девушки, приятное времяпрепровождение, но не более. За всем остальным - к мистеру Джонсу-младшему.
И, кто-нибудь, объясните: при чем тут Леонардо с его Джокондой? В качестве заправки к винегрету?
Андрей Воронцов