Никто не хотел тратить Стабфонд. Точнее - все хотели, а Алексей Кудрин не хотел. Или так - одни хотели потратить нефтяные сверхдоходы на образование, другие - на медицину, третьи - на эволюцию российского кинематографа, а Герман Греф - на инфраструктурные проекты. И он победил. В итоге в России был создан Инвестиционный фонд, средства в который должны поступать из Стабфонда. В 2006 году из нефтяной копилки на эти цели было направлено 69,7 миллиарда рублей, в дальнейшем объем выделяемых средств будет увеличен. Но для начала надо распределить первую часть.
В субботу, 20 мая 2006 года, специальная комиссия закончила принимать заявки от желающих принять участие в конкурсе проектов. В итоге за средства Инвестфонда поборются 46 проектов, представленных 35 компаниями и представителями власти. Общая сумма инвестиций в предложенные проекты составляет 1,4 триллиона рублей (около 80 процентов всего Стабфонда). В свою очередь из Инвестфонда на реализацию этих проектов просят всего 453 миллиарда рублей.
На главную роль получателя нефтяных денег претендуют совершенно различные компании и уж тем более совершенно различные проекты. Больше всего средств из Инвестфонда, 52,24 миллиарда рублей, просит ЗАО "Енисейская промышленная компания" (дочерняя структура "Межпромбанка") - на прокладку в Республику Тува железной дороги по маршруту Кызыл - Курагино. Помимо того, что 459-километровая железная дорога может стать первой в этом регионе, она должна способствовать освоению Элегестинского месторождения коксующихся углей. Впервые технико-экономическое обоснование строительства железной дороги в Туву было разработано еще в 1982 году институтом "Сибгипротранс", позднее вопрос даже выносился на заседание Совета министров СССР, однако затем был отложен. На этот раз проект уже одобрил Минтранс. Кроме того, его стронником является сенатор от Тувы Людмила Нарусова.
Лидером среди организаций, подавших больше всего проектов на самую большую сумму, стоит признать "Российские железные дороги". Эта компания представила на конкурс четырех номинантов общей стоимостью 94,4 миллиарда рублей, то есть на 35 процентов превышает весь Инвестфонд. Строительством дорог намерено заняться большинство участников конкурса, но "Российским железным дорогам" по своим запросам не уступает только "Норильский никель", попросивший 44,52 милллиарда рублей на строительство железной дороги на юго-востоке Читинской области. Предполагается, что 350-километровый участок от Забайкальской железной дороги до Лугокана проложит путь к Березовскому месторождению медного концентрата. Примечательно, что строительство пройдет недалеко от города Краснокаменск и от китайской границы, что позволит удобно экспортировать медь юго-восточным соседям.
Однако фаворитами конкурса считаются два других проекта. Во-первых, это предложенный "Корпорацией развития Красноярского края" комплексный проект развития Нижнего Приангарья, включающий, помимо достройки Богучанской ГЭС, реконструкцию автодороги, строительство железной дороги, моста через Ангару. (Напомним, что в этих местах коротал годы ссылки главный герой романа Анатолия Рыбакова "Дети Арбата"). Во-вторых, это проект строительства нефтеперерабатывающего и нефтехимического заводов в Нижнекамске в республике Татарстан, разработанный компанией "Татнефть" и требующий из Инвестфонда 34,1 миллиарда рублей. Эти проекты чиновники Минэкономразвития называли одними из самых проработанных. По сведениям газеты "Ведомости", документация по первому проекту заняла 16 коробок, а второе предложение пришлось вести в министерство на специальной тележке.
Не обошлось и без казусов. Например, одним из первых заявку подал жилищно-строительный кооператив "Сотрудник ОМОН", планирующий построить 500 коттеджей в 2 километрах от Иркутска. "В прошлом году [из-за монетизации льгот] мы лишились права на бесплатные квартиры и решили справиться с проблемой сами", - объяснил сотрудник иркутского отряда милиции особого назначения, управляющий ЖСК "Сотрудник ОМОН" Александр Зайцев. По его словам, местные власти уже выделили кооперативу земельный участок площадью 50 гектаров, на котором ЖСК планирует построить "небольшие домики метров по 120-150". На подключение коммунальной инфраструктуры омоновцы попросили из Инвестфонда 100 миллионов рублей. В свою очередь мэрия Москвы ходатайствует о получении 5,1 миллиарда рублей на строительство скоростного трамвая.
Среди других значимых, хоть и не столь необычных проектов, - строительство Орловского тоннеля и трассы "Западный скоростной диаметр" в Санкт-Петербурге, развитие портов в Усть-Луге и на Кубани, а также возведение участка скоростной автострады между Москвой и северной столицей.
Положение об Инвестфонде подписал 23 ноября 2005 года российский премьер-министр Михаил Фрадков. Согласно этому документу, были установлены основные требования к проектам. Самое главное - их реализация должна способствовать "социально-экономическому развитию России", для чего к заявке необходимо приложить одобрение профильного министерства и заключение международного консультанта.
Все проекты должны быть разработаны по популярной схеме частно-государственного софинансирования, поэтому доля частного капитала в проекте должна составлять не менее 25 процентов, а общая стоимость его реализации - 5 миллиардов рублей. Некоторые компании приняли первый тезис буквально и попросили (как например "Норильский никель") у государства ровно 75 процентов стоимости проекта. Однако есть еще один критерий - в 2006 году бюджетная доходность каждого проекта должна составить не менее 4 процентов. Как планирует замглавы МЭРТ Кирилл Андросов, на каждый рубль бюджетных денег, вложенный в проекты Инвестфонда, планируется привлечь 5-6 рублей инвестиций.
В результате участники отбора должны пройти два тура. Первый тур - подготовительный, скорее похожий на квалификационный заезд: все проекты изучит Федеральное агентство по особым экономическим зонам (РосОЭЗ), которое будет заниматься, скорее, технической стороной вопроса. Например, выявлять, что стоимость строительства коттеджного поселка "Сотрудник ОМОН" не дотягивает до 5 миллиардов рублей, а в проектной документации нет заключения профильного министерства, в данном случае - Минрегиона. Эта часть работы должна завершиться уже 31 мая.
Второй тур - настоящий отбор будущих героев, и проведет его уже сам Герман Греф. Именно глава Минэкономразвития руководит правительственной комиссией, которая должна оценить представленные проекты. Результаты конкурса будут объявлены 14 июня на десятом петербургском международном экономическом форуме. В результате средства из Инвестфонда планируется выделить уже этим летом. При этом, по прогнозам главы РосОЭЗ Юрия Жданова, новыми инвестиционными звездами станут только "единицы" - в общем, как в кино.
Действительно, ажиотаж вокруг Инвестфонда напоминает Голливуд. Единственное, чем отличается отбор в Минэкономразвития от страстей на "фабрике грез" - это тем, что в кастинге участвуют не начинающие актеры, а матерые лоббисты российского бизнеса. Если присмотреться к каждому проекту, то окажется, что его поддерживает, как минимум, пара крупных предпринимателей и один влиятельный чиновник, а зачастую целое министерство (некоторые из них сами участвуют в конкурсе).
Есть в списке участников и просто сильные игроки, например "Российские железные дороги" или "Татнефть", председателем совета директоров которой является премьер-министр Татарстана Рустам Минниханов. С другой стороны внимательный читатель обратит внимание, что победители будут оглашены в Санкт-Петербурге, и сложно представить, чтобы северной столице не досталось ни рубля из Инвестфонда, особенно учитывая устойчивые слухи о том, что проект "Западного скоростного диаметра" поддерживает Михаил Фрадков.
Кто бы ни выиграл конкурс, уверенно можно сказать одно - это то, что нефтяные сверхдоходы, наконец, удалось распечатать Герману Грефу. Вначале был пенсионный фонд, теперь - инвестиционный. В будущем ежегодный размер Инвестиционного фонда планируется увеличить. Как говорят различные чиновники Минэкономразвития, насколько вырастут 69,7 миллиардов рублей, зависит от успеха первого кастинга.
Алексей Лоссан